Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

В помощь педагогу

Методические рекомендации

по организации деятельности социально-педагогической и психологической службы в учреждениях общего среднего образования

  1. Общие положения

Работа социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС) в учреждениях общего среднего образования организуется в соответствии со ст. 96 Кодекса Республики Беларусь об образовании и постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» (далее – Положение об СППС).

Целью деятельности СППС является содействие социальной адаптации обучающихся и оптимизацияобразовательного процесса. В задачи службы входит обеспечение социально-педагогической поддержки и оказание психологической помощи участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты их прав и законных интересов.

  1. Организация работы СППС

На основании Положения об СППС каждое учреждение общего среднего образования разрабатывает свое Положение об СППС, которое утверждается руководителем учреждения. Оно должно максимально учитывать специфику функционирования учреждения образования, контингент участников образовательного процесса, социум, регламентировать порядок реализации конкретных функций.

Специалистами СППС являются педагог социальный и педагог-психолог. Численный состав службы определяется количеством работающих специалистов. СППС создается и при наличии 1 (одной) или 0,5 (половина) штатной единицы специалиста. Служба создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя учреждения, в котором указывается конкретный состав и ее подчиненность (руководителю учреждения образования либо его заместителю).

При наличии вакансий, либо отсутствии в штатном расписании учреждения образования ставки педагога-психолога и (или) педагога социального, СППС не создается. В этом случае ответственность за организацию работы по обеспечению социально-педагогической поддержки и оказанию психологической помощи обучающимся несет руководитель учреждения.

Должностные инструкции педагога-психолога и педагога социального составляются на основании квалификационных характеристик, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 единого квалификационного справочника должностей служащих» и должны включать в себя функциональные обязанности специалистов СППС.

3. Документирование работы

СППС учреждения образования

Планирование работы СППС на очередной учебный год начинается с анализа работы в предыдущем учебном году, анализа справок и представлений, полученных по результатам проверок контролирующих органов и организаций, протоколов поручений комиссий по делам несовершеннолетних, Национальной комиссии по правам ребенка, решений координационных советов по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18).

С учетом выявленных проблем определяются приоритетные направления социально-педагогической и психологической работы, задачи деятельности по оказанию социально-педагогической поддержки и психологической помощи участникам образовательного процесса: обучающимся, педагогическим работникам, родителям. После того как сформулированы основные задачи, педагог-психолог и педагог социальный определяют, с помощью каких форм и методов работы и в какие сроки эти задачи могут быть реализованы, т.е. создают своеобразный проект реализации каждой задачи. Далее мероприятия, реализующие задачи на будущий учебный год, вносятся в план работы СППС по направлениям работы с указанием сроков их выполнения.

Деятельность службы осуществляется на основании годового плана работы СППС, который является разделом плана воспитательной работы учреждения образования, утвержденного руководителем учреждения.

План работы СППС должен максимально учитывать все направления работы педагога-психолога и педагога социального и включать в себя мероприятия, обеспечивающие:

- содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;

- изучение условий жизни и воспитания обучающихсяв семье, взаимодействие СППС с работниками учреждений образования, иных органов и организаций по выявлению и учету обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;

-  своевременное информирование администрации учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя), заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, его допустивших;

- участие СППС в осуществлении профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;

- участие СППС в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;

-   изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;

- участие СППС в организации личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;

- оказание психологической помощи, социально-педагогической поддержки обучающимся, оказавшимся в трудных и кризисных ситуациях, по формированию позитивного отношения к себе, окружающему миру, повышению уровня социально-психологической адаптации;

- участие ССПС в разработке и реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

- участие ССПС в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;

- участие СППС в подготовке обучающихся к самостоятельной, семейной жизни, их профессиональной ориентации, а также выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;

- повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;

- оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;

- участие СППС в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;

- участие СППС в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;

- изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи;

- разработку специалистами СППС информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты их прав и законных интересов.

Педагог-психолог и педагог социальный самостоятельно определяют вид текущего планирования с учетом сложившейся традиции планирования и специфики функционирования учреждения образования (планы на четверть, семестр, полугодие). В отличие от плана работы на год, в текущем плане детализируются, уточняются по времени запланированные ранее мероприятия, а также включаются виды работ, диктуемые актуальной ситуацией.

В учреждениях общего среднего образования, реализующих Программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, утвержденную приказом Министерства образования от 24 мая 2011 г. № 336, разрабатывается план воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, который утверждается руководителем учреждения образования, и может являться разделом плана воспитательной работы учреждения.

          Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, разрабатываются в соответствии с Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 47, утверждаются руководителем учреждения образования, содержат не только мероприятия, направленные на реабилитацию несовершеннолетнего, но и на устранение причин, повлекших признание его находящимся в социально опасном положении, установление детско-родительских отношений.

               Специалисты СППС ежегодно составляют социально-педагогическую характеристику учреждения образования, принимают участие в составлении актов обследования условий жизни и воспитания обучающихся. В кабинете СППС хранятся отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите; другие необходимые материалы.

                При оформлении учетных данных об обучающихся, состоящих на учете в ИДН, следует сделать акцент на изучение индивидуально-личностных особенностей, причин постановки на учет, исследование ближайшего окружения (семьи, микрогрупп, неформальных объединений), а также на составление психологической характеристики и разработку комплекса мер по предотвращению негативных процессов и развитию позитивных тенденций становления личности обучающегося, обучению адекватным отношениям, разрешению деловых и межличностных конфликтов.

В документацию СППС включен журнал учета консультаций участников образовательного процесса, в котором фиксируются данные об обратившихся или шифр в случае анонимного обращения, тема консультации, а также в отдельной графе, при необходимости, помечаются конкретные планируемые дальнейшие действия специалиста.

Остальные документы СППС являются рабочими, не подлежат строгой формализации и регламентированию, следует избегать составления излишних тематических планов и папок.

При увольнении специалисты СППС передают документацию руководителю учреждения образования.

4. Распределение рабочего времени

педагога социального, педагога-психолога

Режим рабочего времени в пределах 40 часов устанавливает наниматель (руководитель учреждения образования) на основании              ст. 124 Трудового кодекса Республики Беларусь, который определяет начало и окончание рабочего дня, время обеденного перерыва, рабочие и выходные дни. При распределении рабочего времени педагога-психолога и педагога социального учитываются особенности распорядка дня учреждения образования, необходимость работы в шестой школьный день (субботу) и каникулярный период, посещения обучающихся и их родителей на дому в вечернее время.

В графике работы также указывается время проведения индивидуальных консультаций педагогом-психологом и педагогом социальным, которое должно быть выбрано с учетом запросов участников образовательного процесса. Следует обеспечить возможность обращения к специалистам в вечернее время, в шестой школьный день (субботу).

График работы специалистов СППС, утвержденный руководителем учреждения, размещается на двери рабочего кабинета, тематическом стенде и сайте учреждения образования и др., может корректироваться в течение учебного года по согласованию с администрацией и специалистом.

Положением об СППС специалистам предоставлено право по согласованию с руководителем учреждения образования определять в графике работы время на изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-педагогической поддержки и психологической помощи (пункт 7), совершенствование собственного профессионального мастерства, повышение квалификации в установленном порядке           (пункт 20).

5. Рабочее место специалистов СППС учреждения образования

Для эффективной деятельности СППС учреждения образования, оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи важно создать надлежащие условия. Для этого целесообразно оборудовать многофункциональное помещение, которое можно делить на рабочие зоны педагога-психолога и педагога социального, помещение для проведения индивидуальных бесед и консультаций, методической работы, зону для групповой работы.

6. Участники образовательного процесса, получающие социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь

СППС учреждения общего среднего образования оказывает социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь всем участникам образовательного процесса. Приоритет – организация работы с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите, детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, детьми с особенностями психофизического развития. Систематическая социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь в учреждении образования оказывается участникам образовательного процесса в целях предупреждения и профилактики возможных нарушений в развитии личности обучающихся, повышения их адаптационных возможностей, а также развития психологической культуры участников образовательного процесса. Особое внимание СППС уделяется отдельным участникам образовательного процесса в разрешении психологических и социальных проблем, преодолении последствий трудных (кризисных) жизненных ситуаций.

Необходимо активизировать работу по раннему выявлению семейного неблагополучия. Совместно с классным руководителем специалисты СППС изучают особенности семейного воспитания обучающихся, выявляют обучающихся, находящихся в социально опасном положении, проводят работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения (п. 9.8 Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования №11-01-07/П-753 от 29.11.2012).

7. Порядок оказания социально-

педагогической поддержки и психологической помощи

В соответствии с разделом 16 Кодекса Республики Беларусь об образовании всем обучающимся гарантирована социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь. Несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет они предоставляются с согласия их родителей (законных представителей), с учетом мнения самого несовершеннолетнего, а после 14 лет - с согласия самого обучающегося.

Исключительные случаи оказания психологической помощи и социально-педагогической поддержки без согласия родителей или лиц их заменяющих предусматриваются Декретом № 18,Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи» (далее – Закон), Положением о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728. Данные нормативные правовые акты предусматривают оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки:

- при установлении факта ненадлежащего исполнения родителями родительских обязанностей в случаях, когда родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, оказывают вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей;

- при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

- в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

- в случае признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите;

- в случае нахождения несовершеннолетнего в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;

- при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно (в т.ч. по телефону доверия).

Конфиденциальная информация, полученная при оказании психологической помощи, а также факт обращения за оказанием психологической помощи являются профессиональной тайной, охраняемой Законом.

Сведения, полученные в ходе оказания психологической помощи, результаты обследований могут быть сообщены педагогом-психологом иным лицам только с согласия законного представителя обучающегося или самого обучающегося, достигшего возраста 14 лет.

Данные сведения могут быть представлены по письменным запросам в следующих случаях:

- в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством;

- руководителям органов или учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, для обеспечения личной безопасности и ресоциализации несовершеннолетнего;

- руководителям государственных организаций здравоохранения, оказывающих психотерапевтическую, психиатрическую, наркологическую, сексологическую помощь, для оказания такой помощи;

- руководителям учреждений образования в целях улучшения условий организации обучения и воспитания обучающихся в этих учреждениях;

- научным работникам в связи с проведением ими научных исследований или специалистов, занимающихся педагогической деятельностью в области психологии, психотерапии и др. в связи с осуществлением ими педагогической или исследовательской деятельности – в форме, исключающей наличие сведений личного характера, позволяющих идентифицировать конкретного гражданина.

Специалисты СППС обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении.

                Педагоги-психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних о психологических проблемах несовершеннолетних, при которых существует вероятность совершения ими суицидальных действий. Предоставление такой информации не является разглашением профессиональной тайны.

Выписка из документации педагога-психолога об оказании психологической помощи может предоставляться по запросу законного представителя обучающегося, за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно.

С целью повышения психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса целесообразно обеспечить функционирование на сайте учреждения образования веб-страницы СППС, на которой будут освещены актуальные проблемы молодежи, даны рекомендации по решению возникающих вопросов, касающихся личностного, профессионального и социального развития обучающихся.

8. Межведомственные связи СППС учреждения образования

С целью организации комплексного подхода к решению задач, стоящих перед   СППС, необходимо установить тесные деловые и профессиональные контакты с заинтересованными ведомствами, организациями и общественными объединениями.

Специалисты СППС в пределах своей компетенции обращаются в органы охраны детства, органы юстиции для оказания правовой помощи несовершеннолетним, представляют законные интересы обучающихся в прокуратуре и суде.

СППС взаимодействует с районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Совместно с членами комиссии посещают несовершеннолетних по месту жительства.

Особое место занимает взаимодействие специалистов СППС учреждения образования с учреждениями здравоохранения, общественными объединениями и организациями по вопросам пропаганды здорового образа жизни, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, сохранения и укрепления здоровья формирования культуры поведения среди обучающихся, профилактики вредных привычек.

Актуально взаимодействие СППС с общественными объединениями по организации волонтерского движения среди обучающихся.

СППС взаимодействует с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями культуры, центрами профориентации по вопросам продуктивной организации свободного времени несовершеннолетних, развития их склонностей и способностей, профессиональной ориентированности, подготовке к жизни и труду.

В целях достижения системности, действенности и результативности социально-педагогического и психологического сопровождения процесса позитивной социализации несовершеннолетних СППС работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы.

Вопросы координации и научно-методического обеспечения деятельности педагогов-психологов и педагогов социальных, повышения уровня профессиональной компетентности, организации обмена опытом работы, создания информационно-коммуникативного пространства относятся к компетенции региональных и республиканских учреждений, реализующих программы дополнительного образования взрослых, учебно-методических объединений педагогов-психологов и педагогов социальных.

Личное дело приемного ребенка

Документация учреждения образования, содержащаяся в личном деле приемного ребенка                                                                                                         

  •  Решение администрации района об открытии приемной семьи, ДДСТ (копия).
  •  План развития приемной семьи или ДДСТ (сроком на 6 месяцев).
  •  График сопровождения ребенка, воспитывающегося в приемной семье (ДДСТ).
  •  Оценка плана развития приемной семьи (ДДСТ).
  •  Оценка развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, ДДСТ (копия).
  •  Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания приемного ребенка (копия).
  •  Диагностический протокол развития приемного ребенка.
  •  Психолого-педагогическое заключение (ежегодно, по результатам диагностики).
  •  Психолого-педагогическая характеристика.
  •  Выписка из психологического заключения / протокола с общими и специальными   рекомендациями для приемного родителя.
  •  Анкетирование адаптации приемного ребенка в семье (первый год пребывания в   семье).
  •  Контактная карта.
  •  Консультативная карта.
  •  Информационная карта.

Все документы должны иметь дату и подпись, также документы предполагающие дату и подпись, должны быть подписаны составителем и ознакомившимся лицом.

Приложение к ходатайству:

  1. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних (по форме).
  2. Справка-характеристика матери и отца от участкового инспектора ОВД Лунинецкого РИК.
  3. Справка об административной и уголовной ответственности матери и отца.
  4. Характеристика матери и отца с места работы или с сель исполкома (если не работает).
  5. Проекты планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  6. Анализ выполнения индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в СОП.
  7. Информация о проделанной работе с семьей.
  8. Копия выписки из протокола заседания совета по профилактике безнадзорности и правонарушений о признании несовершеннолетних, находящихся в СОП
  9. Копия свидетельств о рождении детей.
  10. Справка, содержащая сведения из записи акта о рождении из отдела ЗАГС (форма №2, если отец записан со слов матери).
  11. Справка о месте жительства и составе семьи.
  12. Справка о занимаемом гражданином жилом помещении и составе семьи.
  13. Ведомость оценок.
  14. Характеристика из школы на несовершеннолетних.

Разделы сайта