Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Детский суицид

Взрослый взгляд на детский суицид
(памятка для педагогов)

Что же заставляет детей делать именно такой выбор? Какие причины?

  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье
  • Утрата обоих родителей
  • Утрата одного из родителей или развод в семье
  • Изоляция в детском коллективе
  • Несправедливые методы воспитания, подавление
  • Тяжелые соматические болезни, инвалидность
  • Отсутствие опоры на любящего взрослого
  • Неудачи в учебе, низкие школьные успехи
  • Акцентуации характера
  • Употребление алкоголя и наркотиков
  • Нарушение контроля, импульсивность
  • Низкая самооценка
  • Тяжело протекающий подростковый возраст
  • Пассивность, робость, несамостоятельность

   К общепризнанным факторам риска относятся:

  • Психические нарушения, такие как поведенческие расстройства, антисоциальная личность.
  • Депрессия или психические расстройства, вызванные лекарственными препаратами.
  • Глубокие чувства безнадежности или беспомощности.
  • Влияние деструктивных сект и субкультур.
  • Аффективные реакции, то есть импульсивный, спонтанный поступок в ответ на какой-то сильный внешний раздражитель.
  • Протест или обида на кого-то или из желания привлечь к себе внимание.
  • Непонимание того, что шутить со смертью нельзя, обратной дороги не будет.
  • Доступность и использование огнестрельного оружия.

Признаки суицида.

Уход в себя. Будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.

Капризность, привередливость. Когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

Депрессия. Глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему.

Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему.

Нарушения аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.

Раздача подарков окружающим. Как показывает опыт, эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья.

Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог.

Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве.

Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, оставление боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.

Большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается, как способ получить что-либо (внимание, любовь, освобождение от проблем).

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию:

  • классных коллективов;
  • нормализации стиля общения педагогов с учащимися;
  • оптимизации учебной деятельности учащихся;
  • вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности;
  • организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе   уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

  • вселять в детей уверенность в свои силы и возможности;
  • внушать им оптимизм и надежду;
  • проявлять сочувствие и понимание;
  • осуществлять «контроль» за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Главное – дружеская поддержка и опора, которые помогут ребенку справиться с возникшими затруднениями.

 

Разделы сайта