РусскийБеларускiEnglish

 

Государственное учреждение образования "Социально-педагогический центр Лунинецкого района"

 

Главная | Одно окно | Об учреждении | Родителям | Подросткам | Специалистам | Сервисы | ОБЖ

 

Меню раздела

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

Давление – именно так многие определяют стресс. Давление родителей, друзей, школы. Давление успеха или неудач. Сам по себе стресс – это интереснейший феномен духа и тела; он вызывает взаимодействие между мозгом, нервной и эндокринной системами. В начале 20 века доктор Уолтер Кэннон ввёл вещество, извлечённое из надпочечников одних котов, другим. Оказалось, что коты, которым были сделаны такие пересадки, приобрели особые физиологические свойства: у них увеличилась частота сердечных сокращений и дыхания, повысилось давление и усилился приток крови к мышцам. Кэннон пришёл к выводу, что эти изменения вынуждали животных либо сражаться за свою жизнь, либо убегать от опасности, например, от приближающегося хищника. Он назвал эти изменения реакцией «сражайся или беги». (Она также называется реакцией опасности). Веществом, которое Кэннон пересадил животным, был адреналин и норадреналин, известные сегодня как катехоламины или гормоны «сражайся или беги».
   И хотя эти гормоны спасут нам жизнь, помогая выбежать из горящего здания, многие современные стрессы жизни не угрожают. Мы теряем ключи, сдаём экзамены, в последний момент отменяется свидание или встреча, – и наш организм запускает реакцию опасности. Постоянно вырабатываются гормоны стресса, и, не расходуя их, наш организм устаёт: поднимается давление, увеличивается частота сердечных сокращений и дыхания, сужаются сосуды, напрягаются мышцы (учёные называют это состояние гиперактивностью). А в результате – гипертония, головная боль, желудочные спазмы, остеохондроз…
   Родители часто беспокоятся, что детям может быть трудно в современном техническом мире. Чтобы они преуспели, мы заставляем их изучать математику, экономику, иностранные языки, требуем, чтобы для всестороннего развития они занимались спортом и искусством. Мы постоянно торопим и «загоняем» детей, чтобы они соответствовали постоянно изменяющемуся миру. Но этим мы оказываем им плохую услугу, потому что «загнанный» ребёнок в большей степени подвержен стрессам.
    Контрольные работы. Домашние задания. Отметки. Давление сверстников. Давление учителей. Проблемы в обучении. Неприятности. Школа может стать источником значительного стресса, что повлияет на здоровье и учёбу ребёнка.
  Очень часто школьники испытывают стресс, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Учитель несправедлив. Контрольная слишком сложная. Второй попытки не будет и т.д. Один очевидный, но часто игнорируемый способ помощи ребёнку в этом случае – включить его в процесс изменения ситуации.
    Ещё одна школьная беда – это волнение детей из-за возможных ошибок («Вдруг будет неправильно»). А иногда – из-за боязни критики или насмешек со стороны учителей, ровесников или родителей. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учёба требует восприимчивости и сосредоточенности. Родители должны понимать это и постоянно развивать у ребёнка чувство самоуважения.
   Те, кто испытал стресс, больше подвержены многим заболеваниям. Они хуже учатся, у них нарушается сон, их мучают ночные кошмары, возможны кожные заболевания, инфекции, несчастные случаи. Более того, наследственные соматические болезни – астма, аллергии, диабет, – могут проявиться под влиянием испытанного стресса. Поэтому чем раньше мы научимся справляться со стрессом, тем более здоровыми и энергичными будем. Изучение методов прерывания стресса может оказать серьёзное положительное влияние на состояние нашего здоровья.
    Основные методы прерывания стресса – релаксация, глубокое дыхание и упражнения с использованием воображения – не новы. Они известны с древности. На протяжении сотен лет люди во всём мире пользовались ими, чтобы сосредоточиться и расслабиться. Недавно они были названы методами биоповедения или саморегуляции, потому что с их помощью мы контролируем реакцию нашего тела на стресс.
  Релаксация. Во время релаксации метаболизм, сердечные и дыхательные процессы, давление нормализуются, стабилизируется приток крови к мышцам и изменяются ритмы мозга.
  Реакцию релаксации можно вызвать разными способами, такими как глубокое дыхание, медитация, хатха–йога, прогрессивная мышечная релаксация (напряжение и расслабление мускулов). Чтобы добиться реакции релаксации, любой способ должен иметь две составляющие. Первая – отвлечься от будничных мыслей, чтобы сосредоточиться на чём-то одном: мысли, звуке, образе, молитве, фразе, дыхательной или мускульной деятельности. Вторая – пассивное отрицание посторонних мыслей, то, что называют отрешённостью, взглядом со стороны.
   Используя упражнения по релаксации для регулирования реакции на стресс, ребёнок учится справляться с пугающими ситуациями.
      Вероятно, многие даже не предполагают, как велико напряжение, которое мы испытываем. Пытаясь отдохнуть, мы садимся в мягкое кресло или ложимся на диван. Однако, более глубокой релаксации можно добиться, если пытаться расслабиться осознанно. Мы достигаем этого, контролируя нашу позу и дыхание, растягивая напряжённые мышцы, перенося внимание с одной части тела на другую.
     Сила дыхания. Дыхание соединяет тело и душу. Мы говорим: «Дыши глубже», и, когда человек это делает, его возбуждение исчезает. И наоборот, если приласкать хнычущего ребёнка, который прерывисто дышит, его дыхание становится спокойнее. Контроль дыхания рассматривается как связующее звено между физическим и нематериальным телом – сферой наших мечтаний, мыслей и эмоций. Поэтому дыхание, поддерживающее в нас жизнь, влияет также и на её качество.
    Воображение. Есть старинная индийская легенда о человеке, который, увидев верёвку, испугался и убежал, приняв её за змею. Все мы часто видим змею вместо верёвки: когда ждём критики от неожиданно вызвавшего нас начальника, когда наши дети не возвращаются вовремя из школы и мы думаем, что с ними что-то случилось, боимся плохих известий, когда неожиданно звонит телефон. Дети тоже видят иногда «змей»: когда боятся плохих результатов контрольной или проигрыша в игре, или когда на них смотрит учитель. Представляя что-то ужасное, мы делаем то, что психологи называют «самозапугиванием».
    Превращение из мухи в слона – то есть раздувание проблемы – одна из форм самозапугивания: «Я не хочу вставать. День будет ужасным». Самозапугивание – это совместная деятельность тела и духа, относящаяся к области воображения.
    Мысленные образы – символы  и картины – это язык правого полушария, тогда как левое полушарие отвечает за речь, логику, рациональность, последовательность. Образы могут передавать размер, форму чего – либо и вызывать ощущение реальности объекта. Представив розу, мы часто чувствуем её благоухание, а представив мороженое – его вкус.
    Наши тела реагируют на образы неприятностей так же, как на реальные события. Другими словами, запугивая себя, мы вызываем стресс. Представляя что-либо плохое – результат или оценку – даже будучи хорошо подготовленными, мы создаём самореализующиеся пророчества: наше тело зажато в тисках стресса, мы перестаём ясно мыслить и не можем показать, на что способны.
    Вместо того, чтобы позволять нашему воображению терзать нас и подвергать болезням, мы можем использовать мозг для прекращения цикла запугивания, превращая «змей» в «верёвки» и используя различные успокаивающие образы (например, водопад).
    Мысленные картины включают наше воображение и программируют наши тела. Многие спортсмены используют образы для улучшения своих результатов.  А если они могут программировать свои тела на выполнение определённых движений, представляя их, значит мы сумеем запрограммировать себя на релаксацию и хорошее самочувствие.

    Итак, чтобы успешно бороться со стрессом:

  • Используйте игры для здоровья. Начните с простого, выбрав одно или два упражнения, наиболее подходящие для Вас и Вашего ребёнка и соответствующие вашим вкусам, темпераменту, умениям и потребностям.
  • Не запугивайте себя. Используйте утверждения.
  • Помните 3 «В» смелости: выполнение обязательств – придерживайтесь своих ценностей; власть – считайте, что вы управляете собой, а не события управляют вами; и третье – рассматривайте проблемы как вызов.
  • Тренируйте способность «ухода». Не позволяйте проблеме овладеть вами.
  • Поддерживайте связь с собственным «Я».
  • Помогайте людям. Делайте добрые дела.
  • Находите в течение дня время для того, чтобы и подвигаться, и побыть в покое.
  • Ищите настоящих героев в реальной жизни и в хороших книгах.
  • Поймите и оцените различия людей.
  • Укрепляйте свои сильные стороны и работайте над слабыми.
  • Помните о дыхании, релаксации и хвалите себя за то, что вы – хороший.

 

 

 Министерство образования Республики Беларусь  

 

тэлефон, электронная пошта, рэгістрацыйнае пасведчанне

7-32-34, 5-51-30

spc@luninec.edu.by