Самоубийство-это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребёнка?
Суицид-это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта (А.Г.Абрумова, В.А.Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близкого человека. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность в общаться остается, а реализовать её в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребёнок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.
Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:
- эмоционально-чувствительные, ранимые;
- "негибкие" в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
- склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
- склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
- пессимистичные;
- замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
Классификация суицидальных проявлений
Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.
Степень выраженности суицидального поведения:
Первая степень-пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснутся". "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т.д.
Вторая степень-суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.
Третья степень-суицидальные намерения. Они вытекают от замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.
Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).
Специалисты разделяют следующие суицидальные попытки: истинные, демонстративные, шантажные.
Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершится смертью; могут стать способом решения различных проблем, или же экстремальным развлечением. Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжёлых душевных переживаний. сильного стресса, выраженной депрессии.
Мотивы суицидального поведения(приведены в порядке уменьшения значимости):
1. Личностно-семейные конфликты:
- несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;
- потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;
- препятствия к удовлетворению актуальной потребностей;
- несчастная любовь;
- недостаток внимания, заботы со стороны окружающих;
2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатией, туберкулёзом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
- боязнь наказания или позора;
- самообслуживание за неблаговидный поступок.
5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:
- несостоятельность, неудачи в учебе или работе;
- несправедливость требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.
Эти мотивы редко служат причиной суицида.
6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.
Целями суицида могут быть:
1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т.е. тому, кто считается причиной суицидального поведения.действует принцип "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.
2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки-получение помощи извне с целью изменения ситуации.
3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.
4. Самонаказание- определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.
5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.
Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. В нем прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:
- конфликт и его значимость для субъекта;
- принятие суицидального решения;
- личное отношение к суициду.
Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:
1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи-рациональная психотерапия.
2. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих. Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные. Направление помощи-выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов.
3. Аналитеческий тип. Конфликт по прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуация, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи- ликвидация конфликта с возможными привлечением к помощи юристов и других служб.
4. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суицииду положительное. Направление помощи-лечение в психиатрической клинике с назначением строгого надзора.
Максимальный риск повторного суицида- от 1 месяца до 3 лет.
Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков:
Формирование представлений о смерти проходит несколько этапов. Ребенок формально знаком с атрибутами ухода из жизни, но знания не соотносятся с собственной личностью или личностями близких. Конечность жизни представляется как длительное отсутствие. Привлекает возможность считаться умершим для окружающих, но наблюдать за ними со стороны и видеть раскаяние своих обидчиков. Страх смерти отсутствует, и при "игре в смерть" ребёнок не испытывает отрицательных эмоций. Не осознавая серьезности последствий. он может совершать и опасные для жизни шалости, и покушения на самоубийство.
Со временем становится адекватным представление о смерти как о конце жизни. Формируется страх смерти, который носит чаще формальный характер и не связывается с ценностью собственной жизни. Некомпетентность детей лежит в основе использования ими в суицидальных целях "невинных" с точки зрения взрослых веществ.
С другой стороны, дети прибегают к калечащим способам покушения на свою жизнь. не понимания их крайней опасности (падение с высоты, попытки к самоутоплению, самоповешению). Подростки нередко "переигрывают" демонстрацию, когда, не имея целью лишить себя жизни, совершают суицидальную попытку, принимая таблетки в яркой упаковке.
Причиной покушения на самоубийство может быт депрессия, вызванная потерей объекта любви, она сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины или страха, враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Попытка самоубийства -это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих.
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, рекомендуется:
- внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том. какая помощь необходима;
- не выражать удивления услышанным и не обсуждать ребёнка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничножна, что ему живётся лучше других; высказывание "у всех есть такие же проблемы", заставляют ощущать ребёнка еще более бесполезным;
- не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
- стремится вселить в подростка надежду, она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.