Семейное неблагополучие - дисфункциональность семьи, проявляющаяся в неспособности семьи качественно выполнять возложенные на нее функции, а в контексте детского неблагополучия - возложенные на неё обязанности по воспитанию и социализации детей. данное состояние переживается семьей в целом и каждым её членом в отдельности в кризисный этап развития.
Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьёй по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в образовательных организациях. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семьи, тем больше шансов у ребёнка успешно социализироваться в обществе.
В социальной профилактике определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье: социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска), медико-социальные(инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей), социально-демографические (неполная. многодетная семья, семьи, с повторными браками и сводными детьми), психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители), криминальные (алкоголизм. наркомания, аморальный образ жизни. семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Объектом социальной профилактики семейного неблагополучия являются семьи, их члены семьи, и что самое важные, дети. Раннее выявление семейного неблагополучия составляет важное направление работы всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Раннее выявление и постановка на учёт неблагополучных семей проводятся с целью оказания помощи на ранних этапах семейного неблагополучия, определения форм работы с конкретной семьёй и установления контроля за проведением индивидуально-профилактической работы. Субъектами социальной профилактики для семей являются учреждения здравоохранения, органы и учреждения социальной защиты, органы внутренних дел, органы и учреждения образования.
Всю работу по профилактике с учащимися внутришкольного учёта организует координатор. Обычно это заместитель директора по воспитательной работе или социальной работе или социальный педагог. Школьный психолог проводит диагностику, выявляет проблемы ребёнка, даёт рекомендации учителям-предметникам по осуществлению педагогической поддержки учащегося, контролирует семью, разрабатывает и реализует индивидуальные и групповые программы.
Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года должен создаваться банк данных детей, посещающих ОУ. Во взаимодействии коллектива ОУ заполняют карты воспитанников, составляется соц.паспорт. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, из возраст и профессия.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателям, классными руководителями, педагогом социальным, педагогом-психологом проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность учреждения образования. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Можно выделить три вида профилактики семейного неблагополучия.
Первичная профилактика-это комплекс превентивных мероприятий, проводимых государством с целью укрепления института семьи. Необходимо создавать позитивную практику семейного воспитания, пропагандировать институт семьи среди подрастающего поколения, сохранять семейные ценности. Этот вид профилактики предусматривает работу прежде всего с молодым поколением.
Вторичная профилактика осуществляется по отношению к неблагополучным семьям. Как раз здесь реализовывается технология раннего выявления семейного неблагополучия с целью сохранения кровной, биологической семьи для ребёнка.
Третичная профилактика - это комплекс превентивных мер, осуществляемых при работе с детьми-сиротами, находящимися в государственных социальных учреждения. Эти меры направлены, прежде всего, на развитие института замещающей семьи.
Неблагополучные семьи чаще всего не осознают свои проблемы и не обращаются в соответствующие службы.
В сложившейся практике социальной работы подобные семьи называют семьями, находящимися в социально опасном положении, т.е. это семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жесткого обращаются с ними.