Прыёмным бацькам і бацькам-выхавальнікам
Адаптация ребенка в замещающей семье
Адаптация ребенка в замещающей семье - это объективно необходимый процесс вхождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в новую семью. Процесс адаптации - процесс двухсторонний. Приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. А это означает, что адаптируется не только ребенок, но и каждый член семьи. И чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее.
Процесс адаптации состоит из нескольких типичных этапов. Зная особенности каждого этапа, родители смогут избежать многих проблем во взаимоотношениях с ребенком и сохранить привычную семейную атмосферу.
- «Знакомство» или «Медовый месяц»
Итак, ребенок помещен в вашу семью. На первом этапе все участники, как правило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, как умеет, пытается поддержать доброе отношение к себе.
Как сгладить возможные проблемы и упростить привыкание ребенка к семье?
• Учитывайте, что у ребенка был жесткий режим, старайтесь менять его не резко;
• Выясните предпочтения ребенка в еде, не старайтесь ввести в рацион сразу все непривычные, но полезные продукты. Со временем ребенок сам начнет пробовать есть все, что едят в семье;
• Если ребенку что-то особенно нравится в еде или развлечениях, не предоставляйте ему это сразу в больших количествах. Умеренность и постепенность в это время для ребёнка гораздо важнее мер по «компенсации обделенности» его в чем-либо;
• Не дарите ребенку сразу много новых игрушек. Они могут не вызвать у него бурю восторга, а маленького ребенка непривычные игрушки могут и напугать;
• Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. С друзьями и родственниками можно будет познакомить ребенка, когда он адаптируется и почувствует себя в доме увереннее;
• Постарайтесь оградить ребенка от новых для него резких и громких звуков, сильных запахов;
• Если у вас есть домашние животные, будьте особенно осторожны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в доброжелательном ключе;
• В первое время не перегружайте ребенка новыми впечатлениями. Не совершайте дальних поездок и прогулок, не посещайте шумных праздников. На этом этапе важно, чтобы ребенок почувствовал себя в доме защищенным, а для этого важны стабильность и отсутствие избыточной новизны;
• Не ждите, что ребенок сразу начнет проявлять положительные эмоции и привязанность к членам семьи;
• Первое время будьте с ребенком как можно чаще вместе. Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте все, что он рассказывает;
• Старайтесь как можно спокойнее реагировать на его рассказы о неблагополучии прошлого, нецензурные слова, игры, где он представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день;
• Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь!
Что должен знать ребенок на этом этапе (в соответствии с возрастом и уровнем понимания):
• Как называть приемных родителей;
• Почему он находится здесь и на какой период времени;
• Где он будет спать, есть, играть, делать уроки и т.п.;
• Правила семьи и распорядок жизни семьи;
• Кто является членами семьи;
• Какие существуют семейные традиции, ритуалы;
• Кто будет принимать решения (вместо него и для него);
• Кого и о чем можно просить;
• Как будут складываться его взаимоотношения с биологической семьей.
Приемным родителям на этом этапе необходимо:
• Собрать всю доступную информацию о том, как ребенок жил до того, как попал к ним;
• Изучить распорядок дня, традиции, привычки ребенка;
• Уважительно относиться к тому, что довелось пережить ребенку;
• Не перегружать ребенка чрезмерными требованиями;
• Постараться создать для ребенка максимально комфортную атмосферу;
• Не отвергать позитивный опыт, накопленный ребенком
в общении с биологическими родителями и воспитателями детского дома или приюта;
• Помочь ребенку понять требования к нему со стороны семьи и правила поведения в ней;
• Настаивать на незамедлительном изменении только тех моделей поведения, которые подвергают опасности остальных членов приемной семьи или самого ребенка;
• Помнить, что прежде чем что-то изменится, должно пройти время;
• Стараться вовлечь в процесс приспособления ребенка к семейному укладу всех членов семьи.
2. «Уже не гость» – «возврат в прошлое» – «регрессия»
Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация.
Родители должны понимать, что:
• Ребенок уже продемонстрировал приемным родителям способность гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям. На данном этапе ребенку предоставляется возможность реабилитироваться – восстановить свое право жить в семье. Проявлениями самоутверждения могут быть упрямство, агрессивность, повышенная обидчивость, своеволие и т.д;
• На этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности, чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т.п;
• В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка;
• Для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Создается ощущение, что ребенка просто подменили, так как у него резко ухудшилось поведение. Не стоит пугаться – это закономерный этап адаптации ребенка в приемной семье, который обусловлен множеством причин. Взрослым следует порадоваться этим изменениям (втайне от ребенка) и поделиться этой новостью с педагогом-психологом.
Вспышки негативного поведения в это время могут иметь следующие причины:
• Дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой, приемной семье. Иногда они провоцируют воспитателей на разрыв, демонстрируя своим поведением двойственность – привязанность и отвержение одновременно, поскольку это именно то, что они пережили в своем опыте;
• Дети колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать возникающие у них теплые чувства, поскольку знают, как взрослые могут злоупотреблять своей властью;
• Вспышки негативного поведения могут быть частью процесса отреагирования утраты кровной семьи, ребенок может тосковать и злиться;
• Дети могут демонстрировать то, чему они научились в родной семье, их представления о том, как надо себя вести. Проверяют, до каких пределов они могут дойти в своем плохом поведении, сохраняя принятие со стороны взрослых.
У таких детей очень много оснований для того, чтобы вести себя «плохо», и это становится дополнительной нагрузкой для воспитателя, осложняющей появление у него привязанности к ребенку. Поэтому очень важно для воспитателя:
• не ждать быстрых «результатов»;
• сосредоточиться на изменениях к лучшему, замечать и ценить их;
• обращаться за помощью к специалистам, не боясь, что вас сочтут некомпетентными.
В отличие от начальной стадии, в это время заботящиеся взрослые уже больше знают ребенка, начинают лучше понимать его и чувствуют себя более уверенно. Ребенок в свою очередь начинает дорожить семьей, уже не думает всерьез об уходе и больше доверяет воспитателям. Ощущение контакта с ребенком, взаимное понимание и теплые чувства – все это появляется по мере решения проблем.
Главное достижение этой стадии, длящейся чуть более полугода, – взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.
Распространенные ошибки взрослых на этом этапе:
• У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное, терпения дождаться, пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения;
• У детей, воспитывавшихся в детских домах (приютах), за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим («Иди, поиграй, займись чем-нибудь…»), либо чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг;
• Ожидание благодарности от ребенка. Дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить;
• Приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть. Ребенок может многого не уметь делать, а может он просто не привык что-то делать. Его необходимо сначала научить;
• Ожидание успешности обучения в школе. Родителям нужно помнить об эмоциональных трудностях ребенка (повышенная тревожность, возбудимость и т.д.) и об интеллектуальных проблемах (социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков);
• Обнаруживается разница во взглядах на воспитание у родителей, влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу, завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку. Процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков. Исчезает радость общения, естественность отношений. Может возникнуть стремление подчинить ребенка себе, своей власти. Вместо естественного принятия ребенка, преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка, начинается его сравнение со сверстниками, которое зачастую не в пользу приемного ребенка.
Важно помнить!
• Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен;
• Очень важно понаблюдать за поведением ребенка и понять его причины, полезно обратиться к специалистам, психологам или другим приемным родителям;
• Об успешном преодолении трудностей этого адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: изменяется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляются улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, расцветает.
Кризисный этап необходим принимающей семье, поскольку:
• Он выявляет для взрослых проблемы ребенка, взрослые лучше понимают ребенка и ищут с помощью специалистов пути решения проблем;
• Невозможно вступить в следующий этап, минуя кризисный, этому препятствуют эмоциональные проблемы;
• Пройдя через кризис, родитель приобретает необходимую ему уверенность, становится воспитателем более высокой квалификации, что ведет к укреплению семьи;
• Ребенок начинает чувствовать себя в семье более уверенно: его не отправят обратно в детский дом или приют, даже если он сделает что-нибудь неправильно;
• Снижение уровня тревожности и повышение самооценки ребенка позволяют ему строить более гармоничные отношения с членами семьи;
• Полученный жизненный опыт, совместно преодоленные трудности сплачивают семью, происходит улучшение семейных взаимоотношений.
3. «Вживание», «стабилизация отношений»
На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые лучше понимают, как свои проблемы, так и проблемы ребенка. На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным.
Выделяют следующие дестабилизирующие моменты:
• Недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие и ревность, бунт. Они, подобно приемному, также могут начать плохо себя вести, у них могут снизиться настроение, успеваемость в школе. Однако теперь родители лучше понимают и проблемы кровных детей, им легче справляться с ними;
• Небрежное или неуважительное отношение членов приемной семьи к биологическим родственникам приемного ребенка. Эмоциональная жизнь ребенка продолжает быть тесно связанной с его кровными родителями. Самооценка ребенка может очень сильно страдать, и отношения с приемными родителями могут ухудшиться при неуважительном отношении приемных родителей к кровным родственникам ребенка. Ребенку на протяжении всей жизни нужны его биологические корни. Следует поощрять принятие ребенком своих родных. Это крайне важно для гармоничного развития его личности.
Понимание связи между ошибками родителя и ухудшением взаимоотношений в семье может оказаться в ряде случаев очень сложным для членов приемной семьи. Зачастую в таких ситуациях требуется помощь извне, со стороны сопровождающих специалистов. В то же время этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью.
• Ребенок спокоен за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить;
• Ребенок находит свое место в приемной семье, в социуме;
• Исчезает напряжение, дети начинают шутить, пытаются обсуждать свои проблемы и трудности с взрослыми;
• Если раньше ребенка привлекали малыши, то теперь он выбирает компании, близкие ему по возрасту;
• Ребенок привыкает к правилам поведения в семье. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи;
• Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни;
• Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям;
• Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным;
• У многих детей меняется внешность, становится более выразительным взгляд. Они становятся эмоциональнее; расторможенные – более сдержанными, а зажатые – более открытыми;
• Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства.
Для построения любых взаимоотношений требуется время. Совместные занятия, игры, беседы; предоставление ребенку возможности высказать то, что у него на душе; понимание его проблем и проникновение в его интересы; помощь и поддержка, если ребенок расстроен, уход и забота, если он болен. Все это со временем непременно создаст эмоциональную близость между новыми родителями и приемным ребенком.
Адаптация ребенка к новой семье происходит примерно в течение года. Успешное протекание процесса адаптации зависит от того, насколько замещающими родителями будет реализовано одно из главных качеств этого периода – принятие подопечного ребёнка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть собой.
«Книга жизни» ребенка
«История личности, - писал В.С.Пикуль, - это история его семьи».
«Книга жизни» - это путеводитель не только в прошлое ребенка и его биологической семьи, но и в будущую жизнь. Осмысление прошлого помогает ему уверенно смотреть в завтрашний день без страха.
«Книга жизни» – это…
- биография ребенка, книга в которой описывается его биологическая семья и история его помещения в замещающую семью;
-инструмент, который помогает собрать информацию о том, как рос и развивался ребенок, о его чувствах, идеях, надеждах, мечтах о будущем;
- важный ресурс при оказании помощи ребенку в понимании его прошлого, настоящего и подготовке к будущему;
- книга, составленная для ребенка и вместе с ним;
- рассказ о жизни ребенка, как он понимает ее сам и взрослый, ему помогающий;
- дневник, который всегда находится с ребенком;
- рассказ о происхождении биологической семьи, рождении ребенка, его истории до того, как он попал в замещающую семью;
- инструмент, помогающий детям развить чувство идентичности и повысить самооценку, хранить память о положительных переживаниях их жизни, а имеющиеся истории о болезненных переживаниях позволяют детям понять, что они не виноваты в том, что с ними произошло.
Процесс составления «Книги жизни»
Составителями книги являются замещающие родители, ребенок, социальный педагог или педагог-психолог.
Цель книги – помочь ребенку понять, откуда он родом в биологическом и социокультурном плане (идентификация), преодолеть трудные жизненные обстоятельства, познать самого себя и найти свое место в жизни и обществе.
Источники информации:
- Обсуждение с ребенком его жизненного опыта и воспоминаний, впечатлений и переживаний, записанных им самим или надиктованные им тексты (в зависимости от возраста);
- Информация о размещении: причины и хронология перемещения; переписка с предыдущими семьями, заботящимися о нем; дети, с которыми ребенок был близок; фотографии тех, кто опекал его; дом семьи, в котором он жил, спальня ребенка; рассказы, стихи, любимые домашние животные и т.д.;
- Медицинская информация: лист прививок, список детских болезней, травм, аллергия и т.д.;
- Имена и адреса братьев и сестер, с которыми ребенок разлучен;
- Информация об образовании: детские учреждения и школы, сроки их посещения и адреса, фотографии одноклассников, учителей и других, важных для ребенка взрослых, табели успеваемости, дневники, учебные тетради, награды, грамоты, специальные проекты и др.
Дополнением к «Книге жизни» могут быть шкатулки, красивые коробки, сундучки, в которых хранятся сувениры, поделки, игрушки, вышиванки, любимые книжки, открытки, дорогие сердцу вещи.
«Книга жизни» - это способ вовлечения детей в процесс самопознания, самовоспитания, самоанализа, самоконтроля, без которых невозможно воспитать ответственность и дисциплинированность. Так в «Книге жизни» можно записать «Хорошие и плохие поступки» например на черных и красных кружках, что поможет ребенку проанализировать свое поведение и то, как оно повлияет на его будущую жизнь.
«Книга жизни» - это непрекращающийся процесс, сама история жизни ребенка. Без поддержки взрослого он не в состоянии понять свое прошлое. К составлению «Книги жизни» ее всех жизненных событий можно привлечь людей, которых захочет сам ребенок (родственников, друзей).
Важно определить положительные моменты в жизни ребенка и помочь ему увидеть, что некоторые из его переживаний такие же как у других людей.
Ребенок сам решает, показывать «Книгу жизни» другим детям. Взрослым или держать ее в секрете. С его согласия в «Книгу жизни» вносят любую информацию. Она может быть записана его неровным почерком.
Идея создания «Книги жизни» может исходить от ребенка и замещающего родителя, но иногда возможно сопротивление ребенка, нежелание обсуждать свое прошлое или просто неготовность к будущему занятию. По мере взросления он осмыслит полученную информацию и сформирует объективное отношение к травмирующим событиям в его жизни. Пусть в «Книге жизни» ребенка будет счастливое прошлое.
Принадлежность к семье является естественным и жизненно важным компонентом жизни, и каждый ребёнок заслуживает быть членом любящей и заботливой семьи.
Рональд Рейган
Приемная семья, детский дом семейного типа
Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.
Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.
Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:
реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
получить шанс на возвращение в родную семью: приемные родители и родители-воспитатели профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье;
не утрачивать родственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается приемная семья или ДДСТ, чтобы не разлучать братьев и сестер);
жить и воспитываться в своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;
общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
успешнее социализироваться в обществе;
быть усыновленными (при наличии правового статуса);
получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.
Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ
Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:
лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
-
лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка) (с перечнем заболеваний, при наличии которых лица не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями ДДСТ, Вы можете познакомиться здесь);
-
лиц, лишенных родительских прав;
-
бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
-
лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
-
лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
-
лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
-
лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.
Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.
Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.
Как стать приемным родителем, родителем – воспитателем ДДСТ
Если Вы хотите стать приемным родителем, родителем воспитателем ДДСТ:
Шаг 1. Представьте в управление (отдел) образования по месту жительства:
1. заявление;
2. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ;
3. свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;
4. медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в \риемные родители;
5. письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним; сведения о доходе за предшествующий год.
Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в приемную семью и ДДСТ. Эти курсы организует для Вас отдел образования на базе ГУО «Социально-педагогический центр Лунинецкого района». Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ. Как можно больше узнайте о предстоящей работе: пообщайтесь с уже работающими приемными родителями, посетите тематические интернет-сообщества и форумы, где обсуждаются вопросы приемного родительства и воспитания детей с особенной судьбой. Руководствуйтесь не иллюзиями, мечтами или жалостью к бедным сироткам, а трезвым расчетом: смогу ли я воспитывать ребенка, пережившего разрыв с родными родителями? Не скачусь ли я до обвинений его «плохих» родственников и возвеличивания себя «хорошего» в глазах ребенка? Смогу ли трудиться практически в круглосуточном режиме?
Пока Вы проходите обучающие курсы, отдел образования запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть приемными родителями, родителями-воспитателями ДДСТ (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты отдела образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители – воспитатели.
Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства отдела образования расскажет Вам обо всех сторонах деятельности приемного родителя, родителя-воспитателя ДДСТ.
Шаг 4. Отдел образования предоставит Вам, как кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в приемную семью. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, социально-педагогическом центре.
Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.
Если необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует, отдел образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в отделе образования направление на знакомство с детьми.
Шаг 5. Оотдел образования заключает с приемным родителем и родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива отдела образования. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.
Шаг 6. Приемная семья, ДДСТ являются объектами постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники семьи или ДДСТ, специалистов местного социально-педагогического центра, отдела образования по месту жительства. Приемные родители и родители-воспитатели ДДСТ, как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи и ДДСТ. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей приемный родитель, родитель-воспитатель ДДСТ может в отделе образования, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники приемной семьи, ДДСТ.
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна, попечителя (подробнее – см. ст. 157-166 КоБС, Управление (отдел) образования в пятидневный срок со дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей на каждого приемного ребенка выдает каждому приемному родителю удостоверение на право представления интересов подопечного.
Приемные имеют право:
- помещать детей в учреждения образования для получения дошкольного и специального образования (без проживания) на общих основаниях;
- ходатайствовать перед управлением (отделом) образования об устройстве его приемных детей на время его отсутствия по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде, в другую приемную семью, детский дом семейного типа, с которыми у его семьи сложились дружеские отношения;
- на трудовой отпуск согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования, заключившим с ними трудовой договор. На время отсутствия в семье приемного родителя, заключившего трудовой договор, либо отсутствия у него возможности исполнять должностные обязанности по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде (командировка, прохождение обучающих курсов, временная нетрудоспособность, трудовой отпуск и другое), воспитание, уход и надзор за приемным ребенком (детьми) обеспечивает второй приемный родитель в рамках обязанностей опекуна (попечителя) либо по его заявлению управлением (отделом) образования обеспечивается устройство приемного ребенка (детей) на воспитание в другую приемную семью, детский дом семейного типа, социально-педагогическое учреждение либо в воспитательно-оздоровительное учреждение образования. При устройстве ребенка (детей) в другую приемную семью, детский дом семейного типа заключается договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) между управлением (отделом) образования и приемными родителями (родителями-воспитателями), принимающими ребенка (детей) на срок отсутствия у приемных родителей, являющихся его законными представителями, возможности выполнять договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей). Приемный родитель, отсутствующий в семье по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде, передает приемному родителю, родителю-воспитателю, временно принимающему ребенка (детей) на воспитание, средства на его содержание пропорционально дням пребывания каждого ребенка в другой приемной семье, детском доме семейного типа, детской;
- повышать свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования.
Приемные родители обязаны:
- проживать совместно с приемными детьми;
- предоставить приемным детям соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям условия проживания (отдельную комнату или ее часть, отдельную кровать, рабочее место, место для игр);
- обеспечить уход за приемными детьми, совместный быт и досуг, надзор за их поведением и образом жизни;
- организовать медицинские обследования и лечение в соответствии с медицинскими показаниями, рекомендациями и состоянием здоровья детей.
- осуществлять воспитание приемных детей, обеспечение их нравственного и физического развития, создание необходимых условий для получения ими образования, подготовку приемных детей к самостоятельной жизни,
защиту их прав и законных интересов в соответствии с планом развития приемной семьи (составляется органом опеки).
- обеспечить получение ребенком образования в установленных законодательством Республики Беларусь доступных для ребенка формах в случае невозможности посещения ребенком учреждения общего среднего образования по состоянию здоровья;
- принять приемного ребенка (детей), воспитывающегося в другой приемной семье (детском доме семейного типа), на время отсутствия у его приемных родителей (родителей-воспитателей) возможности выполнять договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) в связи с отпуском либо по иным основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь (если в его семье воспитывается менее 4 детей);
- готовить ребенка к общению с родителями и другими родственниками и обеспечивать это общение;
- организовать общение ребенка с кандидатами в усыновители, получившими направление на знакомство с ребенком в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, по предварительной договоренности с ними о времени и месте встречи с ребенком;
- не препятствовать усыновлению приемных детей другими лицами.
Контролируются ли условия содержания, воспитания и образования детей в приемных семьях?
Контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями договора об условиях воспитания и содержания детей и плана развития приемной семьи осуществляется:
в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка - не реже одного раза в неделю;
после первых трех месяцев воспитания и до одного года - не реже одного раза в месяц;
во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в квартал.
Формы контроля (беседы с педагогами приемных детей, приемными родителями, детьми, в том числе по телефону, встречи с приемной семьей, посещение приемной семьи на дому и другое) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.
В какие организации, учреждения может обратиться приемный родитель за психологической, юридической, педагогической помощью?
В каждом районе функционируют социально-педагогические учреждения - СПУ – социально-педагогические центры и детские приюты), которые осуществляют психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, для приемных родителей управлениями (отделами) образования организуются и проводятся методические объединения, участие в которых обязательно, так как является формой непрерывного повышения квалификации приемных родителей. На методических объединениях (педконсилиумах, коллоквиумах, семинарах, тренингах) приемный родитель получает помощь в решении ряда насущных вопросов и проблем психологического, педагогического и юридического характера.
Информацию о СПУ и датах проведения методобъединений и иных форм повышения квалификации приемный родитель может получить в управлении (отделе) образования по месту жительства.
В каких случаях приемный родитель может уволиться с работы?
Договор об условиях воспитания и содержания детей расторгается досрочно при наличии уважительных причин:
По инициативе приемного родителя в случаях:
- усыновление (удочерение) подопечных;
- возвращение детей на воспитание родителям;
- по просьбе родителей, если опека, попечительство над детьми установлены по их ходатайству или с их согласия;
- предоставление детям государственного обеспечения в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;
- признание опекуна, попечителя недееспособным или ограниченно дееспособным;
- личная просьба опекуна, попечителя при наличии уважительных причин (заболевание опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.).
По инициативе органа опеки и попечительства в случаях:
- ненадлежащего выполнения приемным родителем возложенных на него обязанностей;
- лишения приемного родителя родительских прав либо признания их детей нуждающимися в государственной защите;
- совершения приемным родителем умышленного преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
- использования приемным родителем своего положения в корыстных целях, а также в случае оставления детей без надзора и необходимой помощи.
С расторжением договора об условиях воспитания и содержания детей расторгается и трудовой договор.
Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а при возникновении спора – судом в установленном законодательством порядке.
Мифы о жизни и воспитании детей-сирот или как увидеть реальность и помочь ребенку.
Мифы складываются часто при кризисных, конфликтных ситуациях между взрослыми и детьми или как следствие неправильных детско-родительских отношениях, когда недостаток знаний о законах развития психики ребенка восполняется упрощенными культурными стереотипами, что позволяет взрослому снять чувство вины за неуспех, найти оправдание собственным поступкам или стилю общения с ребенком.
1. «Дурная наследственность, или генетическая неизбежность зла.
Очень распространенное представление о том, что характер, личность, поведение, поступки и мотивы ребенка, да и взрослого человека определены с рождения генетической программой и не могут изменяться в течение жизни. Часто такой миф используется воспитателями и родителям, чтобы избежать ответственности за развитие ребенка или при нежелании менять свой стиль общения с ребенком. Возможны самые разные варианты такого мифа: «он восточной национальности, а там все люди горячего темперамента, я не справляюсь с его характером, он ведет себя как взрослый мужчина, что я могу сделать с ним; его отец был алкоголик и бандит, поэтому его наследственность уже испорчена, он будет таким же, у моего ребенка проснулась родовая память, он, наконец, проявил свою истинную природу хама, лжеца, малодушного человека, подлеца и т.д.»
1.1. В действительности следует помнить, что биологическое тело человека является только базой для его психического развития. Генетическая программа не наследует социальные черты, а только позволяет создать русло развитие задатков человека, т.е. склонность к быстроте освоения какой-либо деятельности, тип нервной организации, темперамент и т.д. Более мощно личность формируется в социуме, усваивая ценности, формы поведения, образцы для подражания, которые окружают человека в процессе его взросления. Поэтому ответственность родителей за воспитание, предложенные образцы поведения, свои собственные эмоции, реакции является основой для воспитания и реабилитации ребенка. Третья сила развития человека – это желание человека самостоятельно развиваться, т.е. ребенок развивается, следуя своим желаниям, потребностям, страстям. Наблюдательность, чуткость, эмпатия позволят понять взрослому, в чем нуждается ребенок. А заинтересованность, общение и интересные дела выстроят межличностную связь, которая будет залогом дальнейшего развития собственных сил ребенка. Следует помнить, что неправильное поведение ребенка – это следствие неправильного обращения и общения взрослого с ним.
2. Типичны\ нередки\бывают жалобы на ребенка, попавшего в приемную семью или в воспитательную группу: «в его характере уже есть плохие черты, они уже устоялись и менять их бесполезно», или «такого не перевоспитаешь». Хотелось бы сместить внимание на сам подход к проблеме перевоспитания. Из такого положения следует, что необходимо что-то в личности ребенка заменить чем-то. Добавить противовес и тогда мы сможем уровнять чаши весов. Мы восполняем пробелы в развитии детей. Жестокость в человеке есть отсутствие сострадания, умения чувствовать переживания другого человека, эгоизм – отсутствие постоянной заботы со стороны других людей, агрессия – форма привлечения внимания, когда все другие способы не дали результата, ложь – недоверие миру вокруг. Поэтому думайте сами, что нужно восполнить и развить в ребенке, чтобы вернуть ему правильное суждение о мире.
3.«Слишком взрослый, чтобы меняться, или личность формируется до трех лет».
Некоторые родители, услышав, что в три года личность ребенка начинает развиваться и формируется ее ядро, базовые установки, решают, что личность ребенка уже сформирована к 3 годам. Существуют и другие «верные» сроки завершения формирования личности: 7 лет, 11 лет и т.д. Вывод, который следует дальше, просто удивляет: воспитывай или не воспитывай ребенка - его уже не изменить. На этом основании Поэтому родители с такой установкой перестают интересоваться внутренним миром ребенка, а порой теряют надежду разрешить трудности в воспитании ребенка.
Улучшить ситуацию в этом случае, можно скорректировав свои представления о возрастных изменениях, которые происходят в ребенке. Без знания об этапах взросления и развития маленького человека невозможно представить, как происходит формирование личности. Важно помнить, что личность развивается в конфликте между тем, что хочется и наличием ситуации, когда можно удовлетворить свое желание. Поэтому нужно внимательно относиться к потребностям ребенка, к его желаниям. А далее выбирать те интересы и склонности, которые дадут ему ощущение своей силы, желание помогать людям, познавать мир, чувствовать и переживать. Главное помнить, что человек может изменить себя сам в любой момент своей жизни, это в его власти.
4.«Спланированная месть, или он это делает нарочно».
Ситуация: Мальчик, попав в приемную семью через 2 месяца начал уничтожать растения в горшках. Приемная мама расстроена, т.к. эти цветы были ее гордостью. Разговоры не приводят к улучшению. Мальчик соглашался с доводами, просил прощения, обещал, что не будет больше этого делать. Но вновь через неделю цветы страдали, мама страдала, и все начиналось снова. В решении этой ситуации и в любой ситуации «мести», необходимо помнить, что у каждого ребенка есть внутренние мотивы для поступков. Поступки детей являются сигналами и скрытыми посланиями в мир взрослых. Случается, что ребенок не может проговорить свои переживания или свою позицию по отношению к миру, сверстникам, взрослым. Поэтому нужно уметь понимать язык поступков. Своими разрушительными действиями ребенок привлекал внимание к себе, «говорил» о завышенных требованиях к себе, мог показать на недостаток личного пространства. Взрослый должен терпеливо проникать в мир детских символов и знаков.
5.«Благодарность на всю жизнь, или я столько для него сделала»
Разрыв между культурным уровнем родителей, берущих детей в семью, и детьми-сиротами может быть значительным. Тогда возникают ситуации непонимания и неприятия, а иногда и взрослой обиды. Простой пример, приемный родитель устроил день рождения, вложил силы и средства для того, чтобы праздник удался. Было много подарков, внимания к новому ребенку, ласк и поздравлений. В завершении дитя не только не поблагодарило свою новую семью, а еще высказало претензии по поводу подарка, который не соответствовал ожиданиям. В такой ситуации нужно помнить, что ребенок приходит в новую семью из детского дома, где все его материальные потребности обеспечивало государство. Поэтому у ребенка уже может быть иждивенческая позиция - ощущение, что ему все обязаны и все должны, потому что он сирота. Такой стереотип в отношениях изменяется постепенно и медленно. Необходимо развить эмпатию ребенка, чтобы он научился чувствовать ваши состояния, тогда он сможет быть благодарным, а на это уходят годы.
6. «Если ты попал ко мне, то я сделаю из тебя гения»
В замещающих семьях существует проблема завышенных ожиданий. Она очень проста в описании, но требует от родителей пересмотра своих позиций. Вот в семье появился новый ребенок, мама и папа сразу планируют: наш мальчик пойдет в студию рисования, пения, будет кататься на лыжах; в школе он будет лучшим учеником, вечером будет делать уроки. На выходных пойдет в театральный кружок. Установка следующая, быстро, сильно и интенсивно восполнить пробелы в знаниях ребенка-сироты, дать ему максимум активностей, чтобы он стал «как все» или лучше. Но ребенок-сирота не имеет привычки учиться, ему трудно концентрироваться, усердно заниматься. Для таких детей школа, учеба и учитель могли быть фигурами опасными, порицающими или насильно заставляющими учиться. Поэтому не требуйте от детей в первые годы блестящих успехов в школе, пусть это время будет потрачено на строительство прочных отношений доверия и привязанности, нужно мягко подводить ребенка к познанию мира, следовать его природном интересу и поддерживать его в успехах. Со временем, почувствовав уверенность и свои силы, ребенок смело будет познавать мир, имея в вашем лице поддержку.
7.«Он сразу назвал меня мамой (или папой) – это судьба».
Для любого человека нужно время, чтобы привыкнуть к новому существу в свое жизни, поэтому не надо требовать от ребенка, чтобы он начал сразу называть приемных родителей «мама» или «папа». Придет время и отношения, которые вы вместе создадите, позволят ребенку без труда почувствовать себя в семье, тогда и появятся эти слова. А если вы слышите «мама» или «папа», обращенные к вам при первой встрече с ребенком, то скорее всего это стремление ребенка-сироты попасть в любую семью. Пока ребенок еще не решил, нравитесь вы ему или нет, стоит ли строить с вами доверительные отношения или нет, он выполняет одну программу: «хочу быть в семье, в любой, но в семье». Поэтому хороший совет: принимайте все важные решения после длительного общения с ребенком, тогда вы будете знать больше о нем, а он лучше узнает вас. Познание друг друга приведет к взвешенному решению и защитит от ошибок и неоправданных ожиданий.
8. «Мои подарки - залог моей любви или как нельзя купить доброе отношение»
Нужно различать подарки, поощрения, задабривание и подкуп. Два последних как лакмусовая бумажка показывают слабость родителей в воспитании детей. Отношения дружбы должны поощряться дружбой, правильный поступок должен быть выгоден, т.к. ребенок получает за него доброе отношение. Дарение вещей, особенно взамен любви, доверия, дружбы, создает ситуацию торга, где взрослый, чувствуя свою несостоятельность как родителя или лидера, пытается восполнить недостаток чувств избытком вещей.
9.«Своих детей воспитала, смогу воспитать каждого»
Дети-сироты не похожи на детей, воспитанных в семье. В них нет изначального доверия к новым родителям, они не впитали с детства уважения, для них ценности новой семьи не больше, чем странные запреты или ограничения. Поэтому родителям в замещающей семье нужно помнить, что к ним пришли дети со своим характером, чуждыми привычками и странными реакциями. Для понимания нужд детей-сирот, родителям нужно знать психологические основы взросления детей, типичные проблемы сиротства, иметь возможность получать поддержку специалистов. Тогда успех будет гарантирован.
10.«Больше в твоей жизни не будет страданий, горестей и трудностей или как развращает рай»
Человек растет трудностями. Убрав с жизненного пути ребенка препятствия, мы обедняем его мир усилиями и качествами, которые появляются только от напряженного преодоления собственной ограниченности. Для того, чтобы быть коммуникабельным человеком, ребенок должен сам идти договориться со своим другом о помощи в ремонте велосипеда. Чтобы стать смелым и открытым, ребенку нужно участвовать в публичных выступлениях и дискуссиях. Чтобы познать границы человеческих отношений ребенку нужно самому приносить извинения за проступки, которые совершил. Задача родителей состоит в том, чтобы поддерживать и объяснять, но не делать а ребенка все-то что он сам способен сделать.
11.«Не отступим ни на пядь или о твердолобом воспитателе»
Хорошо, когда взрослый держит свое слово и последователен в своих действиях. Но как ни парадоксально это звучит, родителям необходимо иногда действовать спонтанно, нарушая свои правила, показывая этим, что переживания ребенка важнее формальных правил. Разбита любимая ваза, ребенок напуган, он уже сам себя наказал. В такой момент важнее, поддержать и утешить его. Тогда в мире, где много трудностей, появится защитник, который за тебя не смотря ни на что.
12.«Я в твои годы или идеальное детство»
Память человека устроена так, что неприятные моменты жизни вытесняются, а хорошие события выходят на первый план. Поэтому иногда взрослые идеализируют свое прошлое. Оказывается, что родители никогда не обманывали, не прогуливали школу, каждый день делали домашнее задания, были послушными, конфликтов с собственными родителями не имели, носили только приличную одежду. В действительности каждому человеку свойственно улучшать, идеализировать свои качества и достижения в жизни. Важно, чтобы мама и папа сохранили память о себе и периодически вспоминали о своих трудностях в детстве. Это даст больше терпения в ожидании результатов воспитания. Нужно помнить, что все мы люди и что мы меняемся постепенно.
13. «Ребенка как подменили или как достичь доверия». Этапы вхождения ребенка в семью.
Все начиналось очень хорошо. Мальчик был послушным, выполнял все поручения, мыл посуду, приносил чай, слушал взрослых и не шалил. Но прошел месяц- другой, и ребенок изменился. Он начал расширять свои границы, пробовал не чистить зубы, убегал без разрешения из дома. Иногда становился глухим к просьбам, а иногда делал что-то назло. В такой ситуации взрослый должен понять, что ребенок перешел в другую стадию адаптации в семье. Первая стадия была как бы авансом новым родителям. Ребенок очень хотел, чтобы его оставили в семье, поэтому он демонстрировал только лучшие свои качества, а остальное скрывал из страха. Ребенок боится, что за плохое поведение его выгонят из семьи. А затем, когда он укрепляется в уверенности, что он в новой семье надолго, начинается период тестирования родителей. Он демонстрирует всего себя и ждет ответа: любят ли его таким, какой он есть, или только хорошего. Родителю приемной семьи необходимо всякий раз разделять отношение к ребенку и оценку поступка. Отношения должны всегда оставаться сердечными, доверительными и глубокими.
14.«Ребенок сделал мне больно, вот, наконец, он проявил свое истинное лицо»и в этом его истинная сущность.
Право на ошибку и на пробу есть у каждого. Любой ребенок проверяет границы своей свободы, отношения к другим людям, силу запретов и крепость обещаний. Таково познание мира людей, без столкновения и боли невозможно понять серьезность жизни, границы своей активности. Ребенок-сирота может не понимать смысла своих поступков. Он может причинять боль не чувствуя, что другим больно. ((Поэтому нужно помнить, что ребенок может ошибиться.)) Он может упорствовать в неправильных отношениях, но задача родителей состоит в том, чтобы помочь понять, что происходит. Повернуть поток внимания внутрь ребенка, а не уничтожать его личность карательными санкциями. Лучше исходить всегда из того, что доброта от природы присуща всем людям, есть только отклонения от своей природы.
15.«Надо просто любить ребенка или доброта спасет мир»
Универсальным рецептом хорошего родителя будет стремление к пониманию истинных мотивов поступков детей, профессионализм, наблюдательность, эмпатия и вера в лучшую природу детей.
Особенности поведения приёмного ребёнка в семье.
Попадая в новые условия, приёмный ребёнок и его родители будут испытывать определённые проблемы, которые вызваны процессом привыкания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам.
Привыкание к семье у разных детей происходит по-разному. Здесь многое зависит от возраста ребёнка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прежней жизни. Если ребёнок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни, если в доме ребёнка – другие. В любом случае, ребёнок попадая в новые условия испытывает определённый шок.
Не советуем в этот период злоупотреблять походами в гости или посещать много новых мест. Этим мы можем травмировать ребёнка.
Дети очень любопытны и стремятся всё обследовать, посмотреть, разобрать. Попадая в новый дом, где много новых вещей они хотят их потрогать, поиграть и могут их повредить. Если для Вас некоторые хрупкие вещи дороги, то советуем их убрать, поставить подальше, чтобы меньше было запретов для ребёнка в первые дни.
Не надо реагировать очень эмоционально на некоторые, на Ваш взгляд, «странности» в поведении ребёнка, и сразу применять наказание или водить по врачам. Проконсультируйтесь у психолога. Это могут быть особенности ребёнка и как вам справится с проблемой – Вам поможет психолог.
Самое правильное, что могут сделать родители – это понимание трудностей ребёнка. Ни упрёков, ни сожалений типа «И зачем мы тебя взяли и т.д.» не должно слетать из Ваших уст. На эти слова должно быть наложено табу. Понимание, терпение и выдержка – самое главное. Не надо стесняться обращаться со своими проблемами к специалистам, чаще встречайтесь с теми, кто также как и Вы воспитывает приёмного ребёнка. Вы поймёте, что нет безвыходных ситуаций.