Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

New

ФОРМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СЕМЬИ

Разделы

бал

Факторы жизнедеятельности семьи

 

Раздел А. Жилищные условия

 

А.1. Состояние окружающей  территории.

                                        Балл        4.5

 

Сильные стороны

Ранее семья  поддерживала территория в относительном порядке

Проблемы:

 Состояние окружающей территории неудовлетворительное. Места общего пользования нуждаются в тщательной уборке. На прилегающей территории, в сарае, который не закрывается, хранятся удобрения и ядохимикаты, рабочие инструменты. Имеется прямая угроза для детей

1

 

1,5

Помещения общего пользования и прилегающая территория содержатся в чистоте и порядке. Уборка и благоустройство территории осуществляются на регулярной основе собственником, арендодателями или жильцами.

 

2

2,5

Состояние прилегающих территорий и помещений общего пользования в целом удовлетворительное. Прямые угрозы здоровью отсутствуют. Арендаторы, жильцы либо собственник поддерживают надлежащий уровень чистоты и порядка.

 

3

3,5

Некоторая загрязненность и захламленность; часть жильцов загрязняет территорию; собственник жилья/арендодатель не всегда своевременно реагирует на поступающие сигналы. Местами имеются тараканы

 

4

4,5

Состояние мест общего пользования и окружающей территории неудовлетворительное. Потенциальные угрозы здоровью проживающих. Большая степень захламленности и замусоренности. Неприятные запахи. Собственник жилья/арендодатель практически не занимается его обслуживанием и благоустройством,  не реагирует на поступающие сигналы

 

5

 

переполненные мусорные баки, гниющие остатки пищи, мухи, бытовые паразиты; Благоустройство помещений и мест общего пользования не ведется; жильцы не принимают участия в поддержании чистоты и порядка

 

А.2. Состояние подъезда /многоквартирного дома

                                        Балл         -         неприменимо, семья проживает в собственном  сельском доме

Сильные стороны

Проблемы

 

1

1,5

Помещения общего пользования и прилегающая территория содержатся членами семьи в образцовом порядке и чистоте. Члены семьи, проживающие в многоквартирном доме, организуют других жильцов для проведения работ по благоустройству территории

 

2

2,5

Состояние прилегающих территорий и помещений общего пользования в целом удовлетворительное. Члены семьи поддерживают чистоту и порядок на территории, вокруг собственной квартиры (в многоквартирном доме).

 

3

3,5

Имеется определенная степень загрязненности и захламленности; Уборка и благоустройство территории проводятся нерегулярно

 

4

4,5

Состояние мест общего пользования и окружающей территории неудовлетворительное. Потенциальные угрозы здоровью проживающих. Большая степень захламленности и замусоренности. Уборка и благоустройство территории проводятся нерегулярно

 

5

 

Имеются прямые угрозы здоровью проживающих: переполненные мусорные баки, гниющие остатки пищи, мухи, бытовые паразиты; Члены семьи не предпринимают никаких усилий по уборке и благоустройству мест общего пользования и окружающей территории и сами вносят вклад в их загрязнение и захламление

 

А.3. Состояние жилого дома/квартиры, меры безопасности

                                                                                             Балл        4.5

 

Сильные стороны

Ранеесостояниежилогопомещенияподдерживаласьвотносительномпорядке

Проблемы

Семья проживает в деревянном доме с печным отоплением (общ. Пл. 50 кв.м)  б посторойка 1953 года. Имеется определённая степень загрязнённости. Мусор, невымытые полы, заполненное мусорное ведро, грязная посуда, неприятный запах. Помещение может быть приведено в порядок в течение нескольких часов

Имеется прямая угроза для детей Требует ремонта печка, дымит, есть трещины, отсутствует несколько кирпичей. Состояние жилого дома из-за неисправностей печного отопления представляет угрозу для его жителей

1

1,5

Помещения содержатся членами семьи в образцовом порядке и чистоте

 

2

2,5

Члены семьи содержат жилое помещение в чистоте и порядке.

 

3

3,5

Имеется определенная степень загрязненности и захламленности; заполненные мусорные урны, заметный, но переносимый запах; присутствие тараканов из-за нерегулярной уборки; помещение может быть приведено в порядок за несколько часов работы

 

4

4,5

Состояние жилого помещения в целом неудовлетворительное: остатки пищи на полу и мебели, грязные подгузники, неубранный жир и грязь.  Потенциальные угрозы здоровью проживающих. Постоянно присутствуют тараканы, несмотря на обработку помещения

 

5

 

Крайняя степень загрязнения: присутствие бытовых паразитов, пропитанная мочой мебель, липкий пол, экскременты на полу, гниющие остатки пищи, переполненный мусорный бак, нестерпимый запах. Прямые угрозы здоровью проживающих

 

Раздел В. Финансовое  и материальное положение

 

В.I. Финансовые трудности

                                                                                                   Балл        1.5

 

Сильные стороны:

Небольшие финансовые затруднения. Финансовые средства семьи складываются из зарплаты сожителя (65% всего дохода), пособия на дочь   и алименты от отца Саши. Иногда помогает бабушка со стороны матери, которая покупает детям игрушки и одежду.

 

Проблемы:  Без заработной платы сожителя семье будет трудно удовлетворять нужды детей

 

1

1,5

Отсутствие финансовых трудностей. Деньги – не проблема. Доходы семьи обеспечивают все потребности семьи, включая досуг. Потеря работы маловероятна

 

2

2,5

Небольшие финансовые затруднения. Посильный размер долга. Семья обеспечена всем необходимым, но не всегда может позволить себе приобретение предметов роскоши

 

3

3,5

Деньги – постоянная головная боль. Семья “едва сводит концы с концами” (минимальная зарплата) выплаты по кредитам и счетам равны сумме доходов, “работающие бедные”

 

4

4,5

Семья испытывает значительные финансовые трудности, которые носят систематический характер. Не хватает денег до очередной зарплаты. Непосильные долги, систематическая задержка выплат по счетам, кредитам, угроза безработицы. Напряженный морально-психологический климат в семье из-за нехватки денег

 

5

 

Крайне тяжелые финансовые трудности. Постоянная нехватка денег. Семья не обеспечена предметами первой необходимости. Денежные проблемы – источник постоянных конфликтов в семье. Ощущение безнадежности: “нет света в конце туннеля”.

 

В.2 Трудовая и профессиональная деятельность

    Балл  А___2.5__                       Балл Б____2.5____

Сильные стороны

А. До декретного отпуска была на постоянной работе, работала дояркой на ферме и имела хорошие отзывы о работе.

ПроблемыБ. Часто менял работу. Работает теперь уже 3 года водителем на деревообрабатывающем предприятии водителем. У руководства имеются претензии из-за употребления алкоголя.

А

Б

 

 

1-1.5

1-1.5

Сделал карьеру, регулярное продвижение по службе и постоянный профессиональный рост

 

2-2.5

2-2.5

Занятость на полный рабочий день в течение длительного периода

 

3-3.5

3-3.5

Длительный период занятости на неполный день, определенная степень целеустремленности в выборе места работы, отдельные периоды нахождения без работы, частые периоды безработицы

 

4-4.5

4-4.5

Случайная или сезонная занятость; не остается на одном месте работы более шести месяцев, готов пойти на любую работу чтобы выжить

 

5

5

Безработица, которая может иметь хронический характер

 

B.3. Рациональное расходование средств

                                              Балл _2___

 

Сильные стороны

Проблемы

Имеются проблемы в планировании расходов. Случаются спонтанные покупки. Хотя дети обеспечены всем необходимым, но в непредвиденных ситуациях (болезнь, потеря работы) могут возникнуть серьезные проблемы. Планирование будущих расходов практически не ведется и семья не придает этому большого значения и даже не знает как это делать . Деньги часто тратятся на спиртное.

 

1

1,5

Выше среднего. Многие товары приобретаются на распродажах и со скидками. Ведется планирование и учет доходов. Приобретение товаров и услуг с наилучшим соотношением между ценой и качеством. Обеспечены все потребности семьи

 

2

2,5

Размер задолженностей минимален и посилен для семьи. Планирование расходов. В целом разумное расходование средств.

 

3

3,5

Имеются проблемы в планировании расходов. Случаются спонтанные покупки. Ребенок обеспечен всем необходимым, но в непредвиденных ситуациях могут возникнуть серьезные проблемы. Планирование будущих расходов ограничено. Иногда не в силах рассчитаться с текущими долгами.

 

4

4,5

“В долгах как в шелках”, безответственное расходование средств; часто приобретаются не товары первой необходимости, а предметы роскоши. Не помнят, на что потрачены деньги

 

5

 

Планирование и учет расходов не ведется. Не обеспечиваются элементарные потребности. Часто нет денег. Деньги тратятся на алкоголь(наркотики) и на развлечения, а не на приобретение товаров и предметов первой необходимости для семьи.

 

B.4. Финансовые трудности в виду несвоевременной выплаты социальных пособий, пособий на детей или алиментов

                                            Балл     1___

 

Сильные стороны

Пособия и алименты выплачиваются регулярно

Проблемы

 

1

1,5

Семья не нуждается в социальных пособиях/ пособиях на содержание ребенка

 

2

2,5

Отдельные проблемы, не имеющие систематического характера. Быстро решаются и не создают серьезных трудностей.

 

3

3,5

Постоянные проблемы во взаимодействии с должностным лицом, ответственным за назначение и выплату пособий, другими ответственными работниками служб социальной поддержки.

 

4

4,5

Нерегулярные начисления или постоянные задержки выплаты пособий и продовольственных карточек; нерегулярное получение алиментов и пособий на детей

 

5

 

Крайне тяжелое положение без надежды на улучшение. Тяжелое материальное положение семьи. Отмена выплат, отсутствие права на пособие. Отсутствующий родитель уклоняется от уплаты алиментов

 

B.5. Обеспеченность мебелью

                                            Балл __2.5_____

 

Сильные стороны

Есть необходимая мебель в рабочем состоянии

Дети обеспечены всем необходимым

 

Проблемы

1

1,5

Выше среднего. Новая или в отличном состоянии

 

2

2,5

Имеется в необходимом объеме. В рабочем состоянии

 

3

3,5

Имеется в ограниченном объеме, не достаточном для обеспечения всех потребностей семьи. В удовлетворительном состоянии

 

4

4,5

Имеется в ограниченном объеме, не обеспечивающем потребности семьи. Некоторые члены семьи вынуждены спать на полу. Отсутствуют некоторые необходимые предметы мебели, но при этом имеются предметы роскоши. Мебель в  нерабочем состоянии.

 

5

 

Семья не обеспечена мебелью даже на минимальном уровне. Отсутствуют необходимые предметы мебели (например, негде сидеть, одна кровать на всю семью). В очень плохом состоянии, создающем угрозу для здоровья и безопасности проживающих

 

B.6. Наличие транспорта

                                        Балл __3____

 

Сильные стороны

Регулярный общественный транспорт 3 раза в день до районного центра - возможность получать услуги

ПроблемыСемья не имеет личного автомобиля.

1

1,5

Транспорт – не проблема

 

2

2,5

Транспортные потребности семьи в целом обеспечены

 

3

3,5

Транспортные потребности семьи обеспечены в ограниченном объеме

 

4

4,5

Транспортные потребности семьи обеспечены в минимальном объеме

 

5

 

Транспорт отсутствует, что создает серьезную проблему для семьи

 

Раздел C. Социальные контакты и возможности получения помощи

 

C.1. Помощь друзей и соседей, общественная активность

                                   

                                          Балл __3.5_____

 

Сильные стороны

ПроблемыРанее имеющиеся контакты по прежней работе на ферме мать, Иванова М.И. не поддерживает. С соседями в последнее время отношения стали минимальными.  Ограниченный круг друзей. Практически отсутствуют и иные  социальные контакты по месту жительства

1

1,5

Члены семьи поддерживают тесные контакты с друзьями и соседями, проявляют общественную активность по месту жительства, участвуют в общественных мероприятиях: культурных событиях, вечерах отдыха и т.п., посещают церковь

 

2

2,5

Семья пользуется поддержкой со стороны других людей, находится в хороших отношениях с друзьями и соседями. Проявляет определенную степень общественной активности.

 

3

3,5

Ограниченные возможности получения помощи со стороны друзей,  соседей и т.п. Узкий круг друзей. Не обращается или не предлагает конкретной помощи другим людям. В кризисных ситуациях обращается за помощью в социальные службы и общественные организации по месту жительства. Общественные контакты и связи (например, в школе или церкви) нерегулярны.

 

4

4,5

Возможности получения помощи со стороны других людей минимальны. Ограниченный круг друзей. Не имеет соседей или не поддерживает отношений с ними. Практически отсутствуют социальные контакты по месту жительства

 

5

 

Друзей нет. Крайняя степень отчужденности, имеющиеся контакты носят негативный характер. Члены семьи покидают дом только в случае необходимости или вообще не выходят из дома

 

С.2. Поддержка со стороны родственников

                                          Балл __1__

Сильные стороны                     

А.Бабушка, мать Ивановой М.И, и  сестра матери помогают семье дочери финансово ( обе работающие пенсионерки) так и эмоционально, позитивно влияют на  семью и проживают неподалеку. Брат Ивановой М.И. живёт далеко. Но сможет оказать единовременную финансовую поддержку в случае необходимости.

Бывший муж и отец Саши живет в районном центре, у него новая семья, но он регулярно платит алименты, покупает подарки сыну к праздникам, хотя  и не посещает бывшую

Проблемы

Б. Родственники со стороны сожителя не общаются и не помогают его семье

 

1

1,5

Родственники позитивно влияют на  семью и проживают неподалеку

 

2

2,5

Родственники позитивно влияют на семью, но проживают далеко

 

3

3,5

Минимальная поддержка со стороны родственников, только один или несколько родственников проживают неподалеку от семьи; родственники оказывают эмоциональную поддержку, но не предлагают конкретной помощи

 

4

4,5

Родственники отсутствуют или не выполняют своих обещаний

 

5

 

Негативное влияние на семью со стороны родственников. Родственники не помогают, а только мешают

 

С.3. Временный присмотр за

ребенком

                                        Балл __1__

 

Сильные стороны

Семья не испытывает трудности в организации временного присмотра за детьми, потому что за детьми может присматривать бабушка, Ирина Петровна, или её сестра, Галина Петровна

Проблемы

1

1,5

Семья не испытывает проблем в этой области. Качественный присмотр за ребенком осуществляется родственниками, друзьями или в дошкольном учреждении

 

2

2,5

Семья испытывает некоторые трудности в поиске и оплате за услуги по присмотру за ребенком, но располагает необходимыми для этого ресурсами

 

3

3,5

Семья не всегда может обеспечить временный присмотр за ребенком по доступной цене. Родственник, друг или приходящая няня, присматривающие за ребенком, делают это неохотно.

 

4

4,5

Надлежащий и доступный по цене присмотр за ребенком возможен только в редких случаях

 

5

 

Возможности отсутствуют. У семьи нет друзей, соседей и близких родственников. Нет денег на оплату

 

С.4.Способность поддерживать стабильные долгосрочные отношения

          Балл  А  __2.5_                         Балл Б_    4____                                       

Сильные стороны

А. Мать имеет опыт сохранения хороших дружеских и рабочих отношений. На прежней работе, на ферме, до декретного отпуска имела стабильные дружеские и рабочие отношения в коллективе.

Проблемы

Б. Отношения отчима с другими людьми нестабильны и нерегулярны. Частые конфликты в долгосрочных отношениях. Не имеет друзей Ярко выраженная предрасположенность сожителя к конфликтам.

А

Б

 

 

1-

1,5

1

1,5

Множество друзей. Поддерживает близкие отношения. Конфликты редки и носят обыденный характер

 

2

2,5

2

2,5

Имеет опыт длительной дружбы или близких отношений. Имеет несколько близких друзей

 

3

3,5

3

3,5

Частые конфликты в долгосрочных отношениях или частая смена партнеров. Минимальный круг знакомств и социальных контактов

 

4

4,5

4

4,5

Отношения с другими людьми нестабильны и нерегулярны. Частые конфликты в долгосрочных отношениях. Не имеет друзей

 

5

 

5

 

Не имеет опыта длительных близких отношений. Не имеет друзей

 

РАЗДЕЛ D.  Здоровье и получение медицинских услуг

 

D.1. Доступ к медицинской помощи

                                        Балл ____2.5____

Сильные стороны

Проблемы  Есть ограниченный доступ к медицинской помощи – (ФАП) , помощь оказываются только в минимальном объеме . Для получения специализированной помощи необходимо ехать в район или область

1

1,5

Помощь легко доступна, своевременна и соответствует финансовым возможностям семьи

 

2

2,5

Медицинская помощь в целом доступна и своевременна и соответствует финансовым возможностям семьи. Обеспечиваетоказание профилактической помощи (иммунизация, регулярный осмотр стоматолога и педиатра)

 

3

3,5

Ограниченная доступность и несвоевременное оказание медицинской помощи. Посещение врача только в случае серьезного недомогания. Трудности в приобретении назначенных лекарств из-за их высокой стоимости.

 

4

4,5

Своевременная медицинская помощь практически недоступна и оказывается в минимальном объеме. Элементарная медицинская помощь оказывается в отделениях экстренной помощи больниц. Члены семьи откладывают визит к врачу длительное время

 

5

 

Помощь недоступна и несвоевременна. Члены семьи вообще не посещают врача

 

D.2.  Состояние здоровья и медицинский уход

                                        Балл __3____

Сильные стороны

Мать может  заботиться о детях. Детям вовремя сделаны прививки. Девочка выглядит здоровой и у участкового педиатра к матери нет серьёзных претензий, есть рекомендации

Проблемы

Семья не всегда своевременно обращается за медицинской помощью.  Сын нуждается в услугах стоматолога, но для этого необходимо ехать в районный центр Несистематическое соблюдение правил гигиены.

1

1,5

В семье уделяется большое внимание вопросам здоровья и гигиены, обеспечено сбалансированное питание, получение регулярной профилактической помощи детьми, включая своевременные иммунизации и профилактические осмотры у стоматолога

 

2

2,5

Получение медицинской помощи и физический уход обеспечены в достаточном объеме. Родители своевременно и правильно реагируют на появление признаков заболевания. Члены семьи в целом регулярно проходят профилактические осмотры, не пропускают назначенных визитов к врачу. Обеспечено нормальное питание и соблюдение правил гигиены, аккуратный внешний вид детей.

 

3

3,5

Наличие отдельных проблем. Недостаточные усилия по сохранению здоровья и предотвращению заболеваний. Частые болезни детей. Не выдерживаются сроки иммунизаций. Недостаточное внимание к качеству питания. Несистематическое соблюдение правил гигиены. Одежда не по погоде. Дети не получают профилактической стоматологической помощи

 

4

4,5

Минимальное внимание вопросам здоровья и физического ухода. Медицинский и физический уход организован ненадлежащим образом. Хронические заболевания/ инвалидность одного из членов семьи часто (в периоды обострений) создают  препятствия   для  оказания ухода и развития ребенка Имеются потенциальные угрозы жизни и здоровью. Долгое откладывание визита к врачу при болезни ребенка. Ребенку не сделаны прививки. Плохое выполнение рекомендаций врача.

 

5

 

Имеются прямые угрозы здоровью ребенка. Один или несколько членов семьи имеют серьезную степень инвалидности или серьезные заболевания,  которые не позволяют семье предоставлять  минимально приемлемый уровень удовлетворение нужд ребенка , создают серьезные угрозы его безопасности. Усилия семьи по сохранению здоровья и обеспечению медицинского ухода крайне недостаточны: плохое питание и одежда, недоедание, одежда не по погоде, неполучение ребенком необходимой медицинской помощи, признаки истощения и задержки физического развития ребенка.

 

Раздел E  . Употребление алкоголя/ наркотиков  и других психоактивных веществ

 

 

E.1. История употребление алкоголя и наркотиков

Балл  А__2.5____                                 Балл Б___4__

ильные стороныА. Очень редко употребляла в подростковой компании или на отдыхе без серьезных социальных последствий

 

ПроблемыБ. Рано попробовал алкоголь. Часто употреблял в подростковых компаниях

А

 

Б

 

 

 

Не имеет опыта, никогда не употреблял

 

1

1,5

1

1,5

 

2

2,5

2

2,5

Употреблял в компании или на отдыхе, пробовал, без серьезных социальных последствий и эмоциональных расстройств

 

3

3,5

3

3,5

Регулярное употребление; являлся  участником программы реабилитации или закончил ее

 

4

4,5

4

4,5

Употреблял регулярно (например, каждые выходные или  несколько раз в неделю)

 

5

 

5

 

Употреблял ежедневно в течение длительного времени. с серьезными социальными последствиями и эмоциональными расстройствами. Никаких попыток бороться с проблемой не предпринимал

 

E.2. Употребление алкоголя и наркотиков в настоящее времяБалл  А_3.5_____                        Балл Б_4___

А. мать стала употреблять алкоголь сравнительно недавно, как правило это происходит после скандалов в сожителем

Если 3 балла и выше, отметьте  вид ПАВ :                                                                     А____   Б ____

□    Алкоголь                                                           √          √

□    Героин

□    Другие опиаты

   Кокаин или крэк

□   Барбитураты

□   Марихуана или гашиш

□   Другие ПАВ (метамфетамины,метадон без предписания врача, транквилизаторы,   седативные препараты и др)

 

1

1,5

1

1,5

Не употребляет

 

2

2,5

2

2,5

Употребляет в социальных целях, без ущерба для нормальной жизнедеятельности или предписанные врачом седативные /стимулирующие  препараты т транквилизаторы или легальные наркотики

 

3

3,5

3

3,5

 

Частое употребление или экспериментирование; некоторый ущерб для нормальной жизнедеятельности. Находится в стадии ремиссии. Участвует в реабилитационной программе или закончил ее.

 

4

4,5

4

4,5

Ежедневное/еженедельное  обыденное употребление. Существенный ущерб для нормальной жизнедеятельности.

 

5

 

5

 

Хроническая зависимость; употребление алкоголя и наркотиков стало жизненной необходимостью

 

Раздел F .  Эмоциональная стабильность родителей/ воспитателей

 

 

F.1.Эмоциональная устойчивость, колебания настроения

Балл.  А___3.5___________ Балл _Б___3.5___________

Сильные стороны

ПроблемыА. Подвержена перепадам настроения, эмоционально нестабильна

Б. Непредсказуемость и неадекватность реакции сожителя на детские поступки

1

1,5

1

1,5

Эмоционально устойчив

 

2

2,5

2

2,5

Иногда подвержен перепадам настроения без существенного ущерба для нормальной жизнедеятельности; не осознает собственных чувств, некоторая узость спектра эмоциональных реакций

 

3

3,5

3

3,5

Умеренные перепады настроения, спектр эмоций достаточно узок; некоторая неадекватность эмоциональных реакций. Нетерпелив. Сбивчивое, цикличное мышление, легкие признаки маниакального состояния.

 

4

4,5

4

4,5

Большие перепады настроения. Непредсказуем. Эмоциональные реакции часто неадекватны, что мешает нормальной жизнедеятельности.

 

5

 

5

 

Крайняя степень неадекватности эмоциональных реакций, что служит источником постоянных жизненных проблем; эмоциональная нестабильность

 

F.2. Подавленность, депрессия

F.2. Депрессии  

Балл.  А__3.5____________ Балл _Б___1___________

 Сильные стороны

ПроблемыА. Находится в состоянии депрессии. Эмоциональные вспышки сменяются апатией, сонливостью

 

1

1,5

1

1,5

Депрессия отсутствует. Оптимистичное отношение к жизни

 

2

2,5

2

2,5

Периоды легкой депрессии, беспричинной грусти. Не сказываются на нормальной жизнедеятельности и не отражаются на детях

 

3

3,5

3

3,5

 

Частые периоды депрессии, но обходится без лечения. Иногда думал о самоубийстве. Постоянная усталость.

 

4

4,5

4

4,5

Глубокая депрессия, практически не дающая возможности вести нормальную жизнь. Недавно думал о самоубийстве. Попытки самоубийства либо самокалечения в прошлом.

 

5

 

5

 

Хроническая, длительная депрессия, лечится у психиатра, попытки самоубийства, принимает лекарства, в настоящий момент не в состоянии  вести нормальную жизнь

 

F.3. Проявления агрессии и гнева

Балл  А__3.5__________ Балл _Б___5___________

Сильные стороны

Раньше отношения матери с сыном были более тёплыми

Проблемы

Мать стала применять физические наказания по отношению к сыну

Сожитель систематически прибегает к насилию в отношении окружающих                                  

 

1

1,5

1

1,5

Хорошо развита способность проявлять настойчивость. Практикует конструктивные способы “выпустить пар”

 

2

2,5

2

2,5

В целом приемлемые способы выражения агрессии (спорт, работа в саду, хобби, тренировки) и гнева (контролирует выражения, избегает нанесения физического вреда и эмоционального ущерба), иногда допускает колкость, хлопанье дверьми

 

3

3,5

3

3,5

Пассивная агрессия и уход в себя; часто кричит на детей, нецензурно выражается при детях. Незначительное повреждение имущества (например, пинок в дверь ногой)

 

4

4,5

4

4,5

Неразборчив в выражениях. Агрессивная речь в отношении детей, систематически допускает провокационные заявления и действия, прибегает к физическому насилию (толчки, дерганье за одежду или волосы, и т.п.) без нанесения физических травм, причинение заметного ущерба имуществу (например, пробитая кулаком дыра в стене)

 

5

 

5

 

Склонен к насилию. Угрожает действием, способным нанести серьезную физическую травму, грозится уйти из семьи. Проявляет жестокость, систематически прибегает к насилию в отношении окружающих и повреждает домашнее имущество; наносит телесные повреждения, требующие госпитализации

 

РазделG. Родительские навыки и отношения между родителями (опекунами) и детьми

 

 

G.1. Регулярный распорядок дня ребенка

Балл  А__3____   Балл _Б___4.5___________Сильные стороны

Мать может соблюдать распорядок дня детей. Более чётко соблюдается распорядок дня дочери. Например, она почти всегда спит после обеда и вовремя получает питание, за редким исключением, когда мать выпивает. Сын заботиться о сестре и может разогреть ей молоко или кашу.

Проблемы

Отец  чаще не реагирует на соблюдение режима дня детей , но порой неожиданно ругает Сашу , когда тот задерживыается у телевизора и требует  , чтобы он шел спать в 9 часов Мать забывает сделать самое необходимое для детей, когда употребляет спиртные напитки

А

 

Б

 

 

 

Наличие режима дня и его соблюдение. Распорядок дня соответствует возрасту ребенка и учитывает его индивидуальные особенности

 

1

1,5

1

1,5

 

2

2,5

2

2,5

Распорядок дня в целом соблюдается, обладает достаточной гибкостью и учитывает возрастные особенности ребенка

 

3

3,5

3

3,5

Частичное соблюдение распорядка дня, иногда несистематическое или слишком жесткое

 

4

4,5

4

4,5

Распорядок дня соблюдается в минимальной степени: несистематично, слишком жестко или слишком либерально

 

5

 

5

 

Распорядок дня отсутствует. Режим дня ребенка хаотичен, либо до предела зарегулирован

 

G.2. Применение физических наказаний

Балл  А__3.5___                                 Балл _Б___4.5___

Сильные стороны

А.Мать выражает сожаление, что часто не может сдержаться и использует  физические наказания в отношение сына

Проблемы А. Мать применяет к  сыну физические наказания: шлёпает сына полотенцем за проступки. Использует подзатыльники, редко – пощечины. С дочкой ведёт себя более сдержано. Может прикрикнуть, повысить голос.

Б. Отчим наказывает мальчика за малейшую провинность, объясняя это тем, что хочет вырастить настоящего мужчину. Мальчик имеет следы побоев: глаз, ягодицы и предплечье. Для физических наказаний использует ремень. Девочку не бьет.

1

1,5

1

1,5

Физические наказания не применяются

 

2

2,5

2

2,5

При воспитании ребенка в основном используются методы, не связанные с применением физических наказаний. Физические меры воздействия применяются редко, и в основном в виде подзатыльника или шлепка

 

3

3,5

3

3,5

Физические наказания применяются за определенные виды поступков в форме шлепков, щипков, дерганья за уши и волосы

 

4

4,5

4

4,5

Регулярное применение физических наказаний создает угрозу безопасности ребенка. Используется ремень, тапок, другие предметы.

 

5

 

5

 

Регулярное применение жестоких форм физических наказаний, потеря родителем контроля над собой, тряска младенцев и малолетних детей. Существует прямая угроза безопасности ребенка

 

G.3. Адекватность  и системность мер воспитательного воздействия

   Балл  А___3___                       Балл _Б__5 _Сильные стороны -

Проблемы А. Мать предъявляет завышенные требования к сыну, не соответствующие его возрастному развитию. Имеют место случаи выдвижения нереальных требований к ребенку; существует некоторый риск нанесения ему эмоциональных и физических травм.

Б. «Отчим» требует от Саши немедленного подчинения. Меры его воспитания сводятся преимущественно к физическому наказанию ребёнка за любой проступок. Наблюдается явно избыточная реакция «отчима» на поступки ребенка. Сожитель считает физические наказания единственной мерой для воспитания мужского характера. Часто «воспитывает « мальчика в состоянии алкогольного опьянения Дочку он не трогает, но редко с ней играет, не берёт на руки.

1

1,5

1

1,5

Используется хорошо продуманная система мер воспитания, соответствующая возрасту ребенка. Меры воспитания направлены на развитие личности ребенка, а не на его наказание. Регулярно использование широкого спектра мер положительного стимулирования при воспитании ребенка

 

2

2,5

2

2,5

Установлены четкие правила и ясно оговоренные последствия их нарушения, опора на положительные стимулы, постоянный контроль родителя над собственными эмоциями

 

3

3,5

3

3,5

Имеют место случаи выдвижения нереальных требований к ребенку; существует некоторый риск нанесения эмоциональных и физических травм ребенку; тенденция концентрироваться на негативных аспектах поведения ребенка (“так тебе и надо”), отдельные проявления невнимания к ребенку, неприятие к ребенку должных мер воздействия в необходимых случаях

 

4

4,5

4

4,5

Меры воспитания ребенка сводятся преимущественно к его наказанию; применяемые наказания носят несистематический, непредсказуемый и иногда унизительный характер, сопровождаются выдвижением нереалистичных требований к ребенку. Избыточная реакция родителя на поступки ребенка. Негативное восприятие ребенка. Родитель в основном не занимается воспитанием ребенка. Меры воздействия несут прямую угрозу для здоровья ребенка.

 

5

 

5

 

Эмоциональное и физического насилие к ребенку  , наказания без причины или полное пренебрежение его воспитанием

 

G.4. Эмоциональная близость/ привязанность к ребенку

Балл  А__3.5____   Балл _Б_4.5_____________

 

Сильные стороны

Мать жалеет сына. В прошлом  (до брака )отношения были более тёплыми и близкими. Отношение  к дочке ровное и спокойное.

Проблемы

А.Мать непостоянна в своих реакциях на поступки сына. В последнее время всё чаще не отвечает на вопросы и запросы сына, раздражается.

Б. «Отчим» по отношению к мальчику демонстрирует эмоциональную отстраненность, и раздражительность. Зачастую неправильно интерпретирует поступки и сигналы в поведении ребенка. Считает, что мальчик «неженка» и разбалован матерью и бабушкой. К девочке не проявляет особого внимания. Не играет с ней, редко берёт на руки.

А.

1

1,5

Б.

1

1,5

Стремление родителя (опекуна) к установлению эмоциональной близости с ребенком и поощрению его независимости, учет индивидуальных и возрастных особенностей. Адекватное реагирование на потребности ребенка; правильная интерпретация поступков и поведения ребенка, непротиворечивый характер суждений и идей, высказываемых при общении с ребенком

 

2

2,5

2

2,5

Родители (опекуны) демонстрируют достаточную степень эмоциональной привязанности к ребенку и поддерживают контакт с ним. Отдельные трудности при разлучении ребенка с родителем и урегулировании разногласий между родителями и ребенком. В целом правильно интерпретируют поведение и поступки ребенка

 

3

3,5

3

3,5

Непостоянство в поддержании эмоционального контакта с ребенком и некоторая двусмысленность в отношении к нему. Не всегда адекватно реагирует на физические потребности и социальные запросы ребенка. С трудом интерпретирует поступки и сигналы в поведении ребенка. Проявление избыточных чувств или чересчур сдержанное отношение к ребенку.

 

4

4,5

4

4,5

Потребности и запросы ребенка удовлетворяются в минимальной степени. Эмоциональная отстраненность, раздражительность, излишняя самоидентификация с ребенком. Зачастую неправильно интерпретирует поступки и сигналы в поведении ребенка, практически не реагирует на попытки ребенка заговорить и сблизиться с другими людьми.

 

5

 

5

 

Патологическая привязанность (неспособность рассматривать ребенка как самостоятельную личность), обидчивость, безразличие, отторжение ребенка, поощряет попытки ребенка сблизиться с другими людьми, но отдаляет ребенка от себя, ребенок подвергается опасности из-за невнимания к его нуждам или неадекватного реагирования на них, полная отстраненность родителя от ребенка

 


G.6. Отношение к родительству

Балл  А__3____                                      Балл _Б_5___

Сильные стороны

Иногда  мать  может радоваться детям и ценить свои материнские чувства.

Проблемы

А. У матери противоречивое чувство по отношению к своей родительской роли, зависит от настроения. В последнее время проявляет всё больше равнодушие и апатии или демонстрирует раздражительность. Всё чаще выходит из себя по незначительным поводам и поступкам детей, особенно сына.

Б. Воспринимает родительство в целом негативно, как обузу. Не видит  радости в родительстве, демонстрирует амбивалентное отношение к детям , раздражительность и недовольство. Почти не выражает любви и позитивного отношения к ребенку.

1

1,5

1

1,5

Счастлив быть родителем, относится к родительству позитивно и с юмором, демонстрирует теплоту, любовь, позитивное отношение, имеет адекватное представление о радостях и трудностях родительства

 

2

2,5

2

2,5

Отношение к родительству в целом позитивное. Принимает роль родителя. Умеет видеть радость родительства в большинстве ситуаций

 

3

3,5

3

3,5

тяжелой ноше. Иногда испытывают радость от воспитания детей. Временами безразличен к ребенку, демонстрирует раздражительность и неудовлетворенность. Отношение к родительству часто зависит от настроения.

 

4

4,5

4

4,5

Воспринимает родительство в целом негативно, как обузу. Не видит  радости в родительстве, демонстрирует амбивалентное отношение к ребенку, раздражительность и недовольство. Почти не выражает любви и позитивного отношения к ребенку.

 

5

 

5

 

Негативное восприятие родительства. Ребенок видится как помеха. Тяготится ответственностью за ребенка и выполнением родительских обязанностей. Отстраненность, безразличие и враждебность к ребенку. Не желает быть родителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G.7. Поддержание авторитета и использование родительской власти

Балл  А_3_____   Балл _Б_4.5____________Сильные стороны

Мать способна научиться адекватным требованиям к детям при определённой помощи

Проблемы

А. Противоречивые и завышенные требования матери к сыну

Б.Чрезмерное употребление сожителем родительской власти.

1

1,5

1

1,5

Демонстрирует способность поддерживать и правильно использовать родительский авторитет; имеет возможность и желание добиться понимания ребенком своих решений, касающихся поощрений и санкций сообразно с возрастом ребенка и сложившейся ситуации. Умеет устанавливать правила и обеспечивать их выполнение.

 

2

2,5

2

2,5

Обладает авторитетом и разумно использует его. Отдельные случаи пререканий с ребенком. В целом умеет устанавливать правила и настаивать на их выполнении

 

3

3,5

3

3,5

Правила и требования к ребенку иногда противоречивы, и не всегда выполняются. Произвольное использование родительской власти

 

4

4,5

4

4,5

Практически не использует авторитет родителя, не устанавливает правила, не следит за их выполнением. Частые «смены ролей», постоянные пререкания с детьми, родитель не может отказать ребенку или позволить ему проявить минимальную самостоятельность. Ребенок сам устанавливает правила.

 

5

 

5

 

Демонстрирует полную неспособность к использованию родительской власти, не устанавливает правил, полная смена ролей, избегает ответственности

 

G.8. Общение родителей с детьми

Балл  А_3_____                       Балл Б__5__

Сильные стороны

 

ПроблемыА. Мать всё реже общается с сыном, узнавая о его делах, чувствах, илиинтересуясь его учёбой. Общение сводится к предъявлению требований и претензий. Поддержка сыну не оказывается.  С дочерью общение минимально,  сопровождает процедуры базового ухода ( кормление, гигиенические процедуры) 

Б. Общение отчима с мальчиком носит негативный и критический характер, используются оскорбительные слова и выражения, не интересуется его чувствами; ребенок не имеет права высказать свое мнение. С дочерью практически не общается

1

1,5

1

1,5

Открытое общение между родителем и ребенком свободное от страха; высказывает похвалу и демонстрирует поддержку ребенку в нужных ситуациях и в правильной форме

 

2

2,5

2

2,5

Общение родителей с детьми носит в целом позитивный характер, существуют некоторые трудности в обсуждении отдельных тем (секс, глубокие чувства), родители выражают поддержку ребенку, но иногда могут не обращать внимания на его высказывания. Не используют оскорбительных слов и выражений в общении с ребенком

 

3

3,5

3

3,5

Общение родителей с детьми ограничено. В процессе общения родители дают противоречивые указания, в некоторых случаях попытки детей выразить собственное мнение игнорируются, их словам не придается значения. Иногда допускаются критические высказывания в отношении детей

 

4

4,5

4

4,5

Общение родителей с детьми минимально, не достигает нужного результата, ведется в жесткой форме и носит негативный характер. Высказывание ребенком собственных суждений не приветствуется. Практически отсутствует поддержка ребенка

 

5

 

5

 

Общение носит негативный и критический характер, используются оскорбительные слова и выражения, детям не дают возможности делиться собственными чувствами; практическое отсутствие вербальной коммуникации. Никакой поддержки ребенку

 

Раздел H.  Характеристики детей

 

 

H.1. Послушание/ выполнение ребенком просьб, требований и правил родителей (опекунов)

Балл  А_3.5_____   Балл _Б__3.5____________

Сильные стороны

Проблемы

А.Мальчик стал реже слушаться, грубит в ответ на требование матери, просьбы матери выполняет только после напоминаний. Отчима боится, старается не попадаться ему на глаза. Но из-за страха наказания выполняет его требования.

 

1

1,5

1

1,5

Дети систематически и сознательно выполняют все правила семьи и указания родителей

 

2

2,5

2

2,5

Дети демонстрируют послушание, в основном выполняют правила семьи и требования взрослых  Дети демонстрируют любовь и уважение к родителям, свободно выражают собственные чувства и сообщают о своих желаниях

 

3

3,5

3

3,5

Дети не всегда слушаются родителей, выполняют правила семьи и указания взрослых только при постоянных напоминаниях и контроле

 

4

4,5

4

4,5

Дети в основном не слушаются родителей, редко выполняют правила семьи и указания взрослых

 

5

 

5

 

Полное отсутствие послушания. Отказ от следования правилам и выполнения указаний взрослых

 

H.2. Привязанность детей к родителям (опекунам)

   Балл  А___3___   Балл _Б_5_____________

Сильные стороны

Сын говорит о том, что раньше ему с мамой жилось лучше и хочется, чтобы всё было как раньше.

Проблемы

А. Сейчас имеются противоречивые отношения. Часто грубит матери.

Б. Отчима боится, старается избегать.

1

1,5

1

1,5

Своим поведением дети демонстрируют привязанность и близость к родителям

Дети демонстрируют любовь и уважение к родителям, свободно выражают собственные чувства и сообщают о своих желаниях

 

2

2,5

2

2,5

Достаточная степень привязанности детей к родителям; иногда заметно раздражение или беспокойство

 

3

3,5

3

3,5

Признаки противоречивого отношения к родителям со стороны детей: беспокойство или враждебность, неуверенность в стабильности отношений (например, дети требуют постоянного внимания к себе)

 

4

4,5

4

4,5

Минимальная степень привязанности ребенка к родителям, в поведении заметна злоба, неуверенность, безразличие. Попытки ребенка обратить на себя внимание незнакомых людей.

 

5

 

5

 

Патологические формы привязанности или отторжение родителей; крайняя зависимость от родителей или абсолютная независимость от них, постоянно демонстрирует враждебность и грубость либо сильный страх перед родителем; попытки сблизиться с любым незнакомым человеком

Общение с родителями неконструктивно и неэффективно. Постоянные ссоры, провоцирование, оскорбление активное игнорирование родителей

 

Раздел I. Условия для развития личности ребенка

 

 

I.1. Наличие подходящего пространства и предметов для игр

                                        Балл ___3____________

Сильные стороны

Дети имеют небольшое количество предметов для игры, соответствующих их  возрасту.

Проблемы

Ограниченное игровое пространство. Имеются потенциальные опасности: дымит печь, требуется её ремонт

1

1,5

Имеется безопасное пространство для игр, широкий выбор предметов и развивающих игр в хорошем и безопасном состоянии

 

2

2,5

Ребенок в целом обеспечен предметами для игр, соответствующими его возраста. Имеется в целом достаточное пространство для игры

 

3

3,5

Каждый ребенок имеет небольшое количество предметов для игры, соответствующих его возрасту. Ограниченное игровое пространство. Потенциальные опасности.

 

4

4,5

Небольшое количество или полное отсутствие предметов для игры; имеющиеся предметы в плохом или небезопасном состоянии. Игровое пространство крайне ограничено или небезопасно.

 

5

 

Полное отсутствие предметов для игры, в качестве игрушек используются неподходящие или опасные предметы, отсутствует игровое пространство

 

I.2.Содействие обучению и познавательному развитию ребёнка

    Балл  А__3.5____   Балл Б __- 4.5__

Сильные стороны

Мать раньше уделяла внимание учёбе сына. Проверяла домашние задания. Хвалила за хорошие оценки.Проблемы

А. Мать почти престала уделять внимание урокам, не покупает книг, не хвалит за успехи в учёбе, в школе не появляется («Все равно будут ругать») С дочерью занимается мало, тк очень устает, основной источник информации для детей- телевизор . Есть старые потрепанные книжки, которые остались от Саши , а на новые «денег нет» . Саша иногда читает  сестре

Б. Сожитель физически Сашу наказывает за плохие оценки, никакой помощи не оказывает. С дочерью не занимается , считает это «бабским делом»

 

1

1,5

1

1,5

С удовольствием проводит время с детьми, уделяет время для чтения вслух, рассказывает детям сказки и истории, планирует познавательные мероприятия, посещение музеев, парков; охотно участвует в делах школы, оказывает необходимое содействие в развитии ребенка (обучении ходьбе, говорению, навыкам самообслуживания)

 

2

2,5

2

2,5

По возможности уделяет время для чтения вслух, контролирует просмотр телепрограмм детьми, иногда организует познавательные мероприятия, проверяет домашние задания, общается с учителями

 

3

3,5

3

3,5

Занимается с ребенком несистематически, позволяет бесконтрольно смотреть телевизор (на словах не одобряя ту или иную передачу), приходит в школу только по вызову, редко читает детям вслух, проявляет минимальный интерес или выдвигает завышенные требования к ребенку (например, уметь читать до зачисления в школу)

 

4

4,5

4

4,5

Минимальный интерес к жизни, учебе и развитию личности ребенка, избегает контактов со школой, дети предоставлены сами себе или находятся под гнетом завышенных ожиданий

 

5

 

5

 

Препятствует познавательному развитию ребенка, держит ребенка дома в собственных целях, препятствует нормальному развитию ребенка (например, заставляет его проводить почти все время в кроватке, не говорит с ним только детским языком) или выдвигает настолько завышенные ожидания, что ребенка начинает страдать от эмоциональных или физических расстройств

 

I.3. Создание условий и поощрение игровой деятельности детей

    Балл  А___2.5___   Балл _Б__4.5___________

Сильные стороны

Мать изредка, раньше чаще, играет с ребёнком.

ПроблемыА. Но не считает игру важной для ребенка, всё реже разрешает ребенку играть, потому что под влиянием сожителя считает его взрослым для детских игр.

1

1,5

1

1,5

Понимает значение игры для развития ребенка. Уделяет время для игры с ребенком, поддерживает желание играть и стимулирует спонтанность, поддерживает творчество в игре

 

2

2,5

2

2,5

Осознает ценность игры для ребенка, иногда сам создает игровую ситуацию или предлагает интересную игру, играет с детьми по мере возможности

 

3

3,5

3

3,5

Не считает игру важной для ребенка, разрешает ребенку играть, но сам никогда не участвует в игре; иногда сковывает инициативу и творчество ребенка в игре

 

4

4,5

4

4,5

Игнорирует потребность ребенка в игре, не выделяет пространства для игры и не оставляет для нее времени; не играет с детьми и устанавливает ненужные ограничения для игры; сковывает спонтанность ребенка; считает, что дети должны работать или учиться, а не играть

 

5

 

5

 

Недоволен игрой ребенка, не оставляет возможности для спонтанности и творчества («Я в детстве не играл, а он(а) все время играет); не одобряет игр ребенка или не разрешает ребенку играть

 

I.4. Регулирование взаимоотношений между детьми в семье

      Балл  А______   Балл _Б______________

Сильные стороны

А. Мать стремиться создать хорошие отношения между детьми. Видит, что сын любит и жалеет сестру, хорошо с ней играет.

Проблемы

А. Но эти отношения нестабильны. Часто возлагает на сына обязанности няньки, особенно в последнее время, когда находится в состоянии алкогольного опьянения, либо в состоянии апатии и равнодушия. В конфликтных ситуациях между детьми всегда на стороне дочки, Может быть несправедливой.

Б. Сожитель в случае ссоры между детьми всегда на стороне девочки, физически наказывает мальчика, оскорбляет, п

1

1,5

1

1,5

Знает об особенностях взаимоотношений родных братьев и сестер, проявляет чувствительность и такт. Обучает детей навыкам решения проблем, взаимному уважению и сотрудничеству. Принимает во внимание индивидуальные различия. Придает большое значение справедливому и равному обращению со всеми детьми.

 

2

2,5

2

2,5

Препятствует дракам и ссорам, поощряет мирное обсуждение проблем и решение конфликтов; содействует решению проблем, стремится справедливо относиться ко всем детям

 

3

3,5

3

3,5

Позиция и роль родителя противоречивы. Иногда помогает детям решать конфликты и проблемы. Не придает значения справедливости

 

4

4,5

4

4,5

Демонстрирует безразличие, пускает дело на самотек. Игнорирует как позитивные, так и негативные моменты во взаимоотношениях детей, не практикует равного и справедливого отношение к каждому ребенку

 

5

 

5

 

Делит детей на «любимых» и «нелюбимых», поощряет вражду между детьми, позволяет доминировать одному из детей, негативно отзывается о ребенке в присутствии других детей

 

Раздел J. Взаимоотношения между родителями (опекунами)

                                          

 

J.1. Поведение родителей в ситуациях конфликтов и повышенного стресса

                                        Балл __5_____________

Сильные стороны Проблемы

Полная неспособность решать конфликты, имеют место физическое насилие, злоупотребление алкоголем в разной степени со стороны обоих и матери и её сожителя. Имеются травматические последствия домашнего насилия: у Марии Ивановны было сломано ребро. Скандалы и насилие имеют тенденцию к увеличению.

1

1,5

Конструктивное обсуждение проблем, эффективное преодоление стрессовых ситуаций и разрешение конфликтов

 

2

2,5

Обсуждают серьезные разногласия, решают большую часть конфликтов; редкие ссоры

 

3

3,5

Серьезные конфликты игнорируются и не находят решения. Способны преодолевать разногласия по менее важным вопросам; частые ссоры; иногда прибегают к угрозам и запугиванию

 

4

4,5

Постоянные конфликты и ссоры. Иногда имеют место агрессивные действия (хлопанье дверьми, разбивание посуды), но не насильственные действия против партнера

 

5

 

Полная неспособность решать конфликты, имеют место насильственные и деструктивные действия со стороны одного из партнеров (физическое насилие, злоупотребление алкоголем и наркотиками, уход из семьи, действия, создающие опасность для самого себя и для окружающих)

 

J.2. Распределение прав и обязанностей в семье

                                   Балл __5

Сильные стороны

 

 

ПроблемыВиктор Петрович не считает, что у него есть какие-то домашние обязанности, кроме зарабатывания денег. Все обязанности лежат на Марии Ивановне. Но в последнее время она с ними не справляется из-за употребления и развивающейся депрессии. Это является очередным поводом длядомашнего насилия со стороны сожителя.

1

1,5

Оптимальное распределение прав и обязанностей для данной семьи

 

2

2,5

Небольшой дисбаланс прав и обязанностей, традиционное распределение ролей, принятое обоими родителями (например, в соответствии с нормами данной культуры)

 

3

3,5

Некоторый дисбаланс прав и обязанностей, иногда создающий сложности в нахождении компромиссов и разрешении конфликтов; определенный уровень дискомфорта, связанный с устоявшимся распределением взаимосвязанный ролей

 

4

4,5

Существенный дисбаланс прав и обязанностей, риск домашнего насилия, ситуация наносит ущерб членам семьи, крайняя степень доминирования со стороны одного из партнеров

 

5

 

Крайнее неравенство прав и обязанностей; ситуация наносит вред физическому и эмоциональному благополучию детей и взрослых, полное подчинение одного из партнеров воле другого, крайняя степень доминирования, имеет место домашнее насилие

 

J.3. Отношение родителей (опекунов) друг к другу

  Балл  А 5______   Балл _Б_4.5_____________

Сильные стороны-

Проблемы

А. Иванова М.И. боится своего сожителя, она понимает, что не может соответствовать его требованиям. Ей трудно противостоять насилию.

Б. Демонстрирует неуважение , критикует постоянно, обижает, есть подозрение, что случаются драки

1

1,5

1

1,5

Уважение, позитивное отношение, восхищение, забота, доверие, осознание различий друг друга,  Поддерживает и помогает партнеру,

 

2

2,5

2

2,5

В целом демонстрирует позитивное отношение, готов оказать поддержку, иногда испытывает раздражение к партнеру

 

3

3,5

3

3,5

Иногда безразличен, раздражен, демонстрирует покровительственное или противоречивое отношение к партнеру  Редко помогает и поддерживает партнера, непредсказуем, намеренно наносит обиды

 

4

4,5

4

4,5

Снисхождение, неудовлетворенность, гнев, неуважение, страх,  Практически не помогает и не поддерживает партнера, зачастую ненадежен, проявляет безответственность, подводит партнера, не подстраховывает его, демонстрирует критическое отношение

 

5

 

5

 

Боязнь партнера, враждебность, насилие, ненависть, отторжение, полное безразличие Не выполняет договоренностей, ненадежен, публично оскорбляет и унижает партнер

 

Раздел K. История насилия и неудовлетворения нужд родителей/опекунов ,

 

K.1. Семейные традиции воспитания детей

  Балл  А_3____        Балл _Б____4.5__

Сильные стороны

Проблемы

А. Мария Ивановна в детстве имела опыт жизни в частых конфликтах. Её отец оставил семью, когда она была школьницей. Её мать растила детей одна.

Б. Сожитель жил в семье , где наказание было основной мерой воспитания. Отец неоднократно оставлял семью, возвращался и снова уходил.

1

1,5

1

1,5

В процессе воспитания делался упор на развитие индивидуальности и самоуважения; воспитывался в прочной и стабильной семье

 

2

2,5

2

2,5

Испытал определенную нестабильность в детстве, не имевшую серьезных последствий для взрослой жизни; получал достаточно заботы и внимания в семье

 

3

3,5

3

3,5

Ограниченное внимание со стороны родителей, травма от утраты связи с одним из родителей, физическая или эмоциональная отдаленность родителей от ребенка, конфликтные отношения с родителями в детстве

 

4

4,5

4

4,5

Невнимание со стороны родителей, переход в другую семью, длительное отсутствие родителей, постоянные конфликты с родителями в детстве

 

5

 

5

 

Воспитывался в основном в приемных семьях и интернатных учреждениях

 

K.2. Насилие и телесные наказания в детстве                                       Балл  А___2___   Балл _Б___5___________

Сильные стороны

А. Иванову М.И. иногда шлёпали за проступки и шалости. Наказание ремнем или другими предметами не использовали.Проблемы

Б. Отчима часто подвергали наказанием ремнем в семье, избивали сильно. Один раз даже обращался к врачу.

1

1,5

1

1,5

Физическому насилию и телесным наказаниям не подвергался

 

2

2,5

2

2,5

Редкие шлепки, физические меры воздействия не были обыденной формой наказания

 

3

3,5

3

3,5

Родители регулярно шлепали, иногда подвергался более тяжким телесным наказаниям

 

4

4,5

4

4,5

Регулярно подвергался тяжким телесным наказаниям, случаи физического насилия: нанесение ударов кулаками и различными предметами

 

5

 

5

 

Подвергался тяжелым формам физического насилия с прямой угрозой для жизни; случаи госпитализации

 

K.3. Насильственное поведение во взрослой жизни

Балл  А__2____   Балл _Б__4.5____________

Сильные стороны

А. По отношению к другим людям физических действий не допускает.

ПроблемыБ. Участвовал в драках, бывают угрозы по отношению к другим людям

1

1,5

1

1,5

В нужных ситуациях проявляет настойчивость и твердость. Не дает себя в обиду. Никогда не прибегал к словесным оскорблениям других людей

 

2

2,5

2

2,5

Не прибегает к насилию, не допускает агрессивных действий

 

3

3,5

3

3,5

Случаи психопатического поведения с причинением незначительного материального ущерба, но не направленного непосредственно против других людей (швыряние предметов, словесные угрозы). Не прибегает к насилию в отношении детей.

 

4

4,5

4

4,5

Нанесение ущерба имуществу, драки со сверстниками, угрозы действием, насильственные действия в отношении других (толчки, дерганье за одежду, тряска)

 

5

 

5

 

Нападение на других людей, телесные повреждения, материальный ущерб

 

K.4.Подверженность актам насилия во взрослой жизни

      Балл  А_4.5_____   Балл _Б___2___________                                  Сильные стороныПроблемы А.Систематически подвергается физическому насилию, словесным оскорблениям и унижениям со стороны сожителя

Б. Случайные стычки на работе, ругань и оскорбления.

1

1,5

1

1,5

Никогда не был жертвой насилия

 

2

2,5

2

2,5

Отдельный эпизод (жертва нападения, ограбления)

 

3

3,5

3

3,5

Систематически подвергается словесным оскорблениям (оскорбительные клички, оскорбительные замечания и т.д.), систематические унижения со стороны супруга или члена семьи, унизительное обращение

 

4

4,5

4

4,5

Постоянные словесные оскорбления и эмоциональное насилие, случаи физического насилия (изнасилование, домашнее насилие), угрозы действием, унизительное обращение, неоднократные случаи нанесения травм в результате домашнего насилия

 

5

 

5

 

Постоянно становится жертвой насилия. Ставит себя в угрожающие для  жизни ситуации или вступает в отношения, в которых становится жертвой эксплуатации. Допускает использование себя в качестве проститутки, переносчика наркотиков, и т.п. Эпизоды домашнего насилия с госпитализацией жертвы. Неоднократные изнасилования

 

Раздел L. Особенности личности родителей (опекунов

 

 

L.1. Способность к обучению и стиль учебы

  Балл  А______   Балл _Б______________

                                    

Сильные стороныА. Мария Ивановна способна усваивать материал средней сложности. Понимает и сказанное и прочитанное. В школе успевала по всем предметам. Училась в железнодорожном колледже, но оставила его, когда вышла замуж и вернулась в деревню.

 

Б. Небольшие трудности в понимании. Мыслит конкретными категориями. Способен усваивать конкретные понятия, но с трудом понимает абстрактные идеи

Проблемы

А

Б

 

Выше среднего. Быстро усваивает сложные и абстрактные понятия, умеет предсказывать последствия, способен усваивать материал независимо от формы его подачи

 

1

1,5

1

1,5

 

2

2,5

2

2,5

На среднем уровне. В целом понимает сказанное и прочитанное. Осваивает абстрактные и сложные понятия при минимальном количестве повторений и с небольшими разъяснениями. Способен усваивать материал при различных формах его подачи

 

3

3,5

3

3,5

Небольшие трудности в понимании. Мыслит конкретными категориями. Способен усваивать конкретные понятия, но с трудом понимает абстрактные идеи

 

4

4,5

4

4,5

Умственная отсталость легкой или средней степени. С трудом усваивает простейшие понятия. Необучаемость умеренной или среднетяжелой степени.

 

5

 

5

 

Расстройство мышления, умственная отсталость в тяжелой форме, минимальный уровень понимания, необучаемость тяжелой степени

 

L.2. Вербальная и невербальная коммуникация

   Балл  А__3____   Балл _Б_____3_________

Сильные стороны

Проблемы

Общение тем дальше, тем меньше, поводы для общения часто носят негативный характер

1

1,5

1

1,5

Открытое общение, способен легко и уверенно выразить собственную позицию или чувства

 

2

2,5

2

2,5

В целом общается достаточно легко и уверенно, испытывает небольшие трудности в общении на некоторые темы, готов к активному общению

 

3

3,5

3

3,5

Ограниченные навыки общения. Общается в основном на бытовые или профессиональные темы, иные виды общения минимальны; почти не воспринимает чувств других людей, обсуждение важных вопросов часто бывает непродуктивным, тенденция к самоустранению

 

4

4,5

4

4,5

Минимальные навыки общения, часты случаи недопонимания, неправильного восприятия слов и жестов, нежелание выслушивать другую точку зрения

 

5

 

5

 

Полное отсутствие общения. Не способен и не желает слушать других, выражать собственные чувства и позицию

 

 

 

 

 

L.3. Подозрительность/способность доверять

   Балл  А__2.5____  Балл _Б 3.5_________

 

                                       

Сильные стороныМожет доверять только близким людям.

ПроблемыА. Слишком осторожна. Не сразу идёт на контакт с социальным педагогом.

Б. Напряжен. Доверяет с трудом. Подвергает сомнению правомерность самых элементарных вопросов со стороны социального педагога. Считает, что виноваты все, но не он.

1

1,5

1

1,5

Склонен доверять другим людям в разумных и реалистичных пределах

 

2

2,5

2

2,5

Иногда слишком осторожен или доверчив

 

3

3,5

3

3,5

Напряжен. Доверяет с трудом. Подвергает сомнению правомерность самых элементарных вопросов со стороны специалиста либо слишком легко открывается и дает информацию о себе

 

4

4,5

4

4,5

Подозрителен. Доверяет с огромным трудом. Не желает давать никакой информации или слишком легко доверяет незнакомым людям, излишняя подозрительность или доверчивость создает серьезные проблемы для родителя и его семьи

 

5

 

5

 

Крайне подозрителен. Считает, что все окружающие настроены против него без каких-либо реальных оснований, либо без оснований доверяет незнакомым людям, что создает угрозу собственной безопасности и безопасности детей

 

L.4. Самостоятельность

Балл  А___3______  Балл _Б______________

                                       

Сильные стороны

А.Может при благоприятных условиях самостоятельно решать свои дела.

 Б. Самостоятельно решает повседневные задачи, обладает достаточной эмоциональной независимостью

ПроблемыА. В последнее время проявляет признаки сильной зависимости от сожителя, беспомощности, безысходности, депрессии.

 

1

1,5

1

1,5

Самостоятельно решает повседневные задачи, обладает достаточной эмоциональной независимостью

 

2

2,5

2

2,5

Зависим от других в незначительных вещах

 

3

3,5

3

3,5

Нуждается в помощи при решении элементарных повседневных задач; некоторая степень эмоциональной зависимости. Не любит оставаться один, предпочитает компанию других, настойчиво ищет компаньона, держит при себе детей чтобы не быть одному

 

4

4,5

4

4,5

Практически не способен самостоятельно решать элементарные повседневные задачи, не может жить один, нуждается в помощи в расходовании денег, приобретении продуктов питания. Держит при себе детей для эмоциональной поддержки, легко может стать жертвой эксплуатации

 

5

 

5

 

Не способен жить самостоятельно, нуждается в посторонней помощи чтобы выжить, полностью зависим от детей в эмоциональном плане, старается сохранить отношения любой ценой, не считаясь с ущербом для себя и детей, не способен принимать самостоятельные решения, неоднократный опыт жизни в условиях эксплуатации и постоянной угрозы жизни и здоровью

 

L.6. Готовность к сотрудничеству

Балл  А_2.5______              Балл. _Б_5_____________

                                       

Сильные стороны

А. Готовность матери делится информацией. При определённом усилии со стороны специалистов она может сотрудничать в процессе изменений

Проблемы

Б. Отказ от сотрудничества сожителя

Считает, что всё делает правильно, и никто не имеет право ему указывать. Не отвечает на большинство вопросов. В силу своего отношения может даёт неискренние ответы на вопросы

1

1,5

1

1,5

Активно стремится получить помощь, с готовностью делится информацией, излагает проблемы и поясняет их на примерах, открыт к новым идеям

 

2

2,5

2

2,5

С готовностью отвечает на вопросы, предоставляет дополнительную информацию, не пропускает назначенных встреч, пунктуален, в случае опоздания предупреждает по телефону, пытается использовать предложенные идеи на практике

 

3

3,5

3

3,5

Иногда демонстрирует непостоянство и недостаточное желание сотрудничать; работник вынужден проявлять настойчивость для получения информации; пассивное

 

4

4,5

4

4,5

Участвует только по необходимости (например, по решению  КДН), опаздывает на встречи, не дает развернутых ответов на вопросы, придумывает отговорки, преуменьшает проблемы, отказывается отвечать на некоторые вопросы.

 

5

 

5

 

Отказывается сотрудничать. Не отвечает на большинство вопросов. В силу своего отношения может давать неискренние ответы на вопросы

 

L.7. Практичность, способность к решению проблем, устойчивость к трудностям

Балл  А_____                              Балл _Б______________

                                       

Сильные стороны

Мать способна принимать решения в спокойной обстановке

ПроблемыА. В ситуации кризиса теряется, не видит выхода. Трудно принимает решения, демонстрирует неуверенность

Б. Сожитель склонен к безрассудным действиям

1

1,5

1

2,5

Безупречный здравый смысл, способность определять возможные варианты действий, активный поиск решения проблем. Владеет разнообразными способами преодоления трудностей, осознает собственные недостатки и умеет их компенсировать; отличная интуиция

 

2

2,5

2

2,5

В целом хорошие навыки решения проблем и преодоления стресса; в целом способен предугадывать ситуацию и намечать возможные варианты действий, знает о собственных недостатках и ищет способы компенсировать их, имеет некоторое представление о собственном стиле решения проблем

 

3

3,5

3

3,5

С трудом обозначает возможные варианты действий, не всегда делает правильный выбор, не всегда осознает собственные слабые стороны, практически не имеет представление о собственном стиле решения проблем

 

4

4,5

4

4,5

Безрассудные действия во многих второстепенных и одном важном вопросе (например, оставляет ребенка под присмотром друга-алкоголика), ограниченные представления о решении проблем и способах преодоления трудностей, не может просчитать ситуацию даже с посторонней помощью, не имеет представления о собственном стиле решения проблем

 

5

 

5

 

Крайнее безрассудство. Неспособен определить возможные варианты действий, не в состоянии справиться со стрессом, не признает наличие у себя слабых сторон

 

L.8. Баланс между собственными нуждами и потребностями ребенка

Балл  А__2____________  Балл _Б___4.5___________

                                       

Сильные стороны

Мать способна удовлетворять свои потребности не в ущерб потребностям детей

 

 

Проблемы

Сожитель свои потребности ставит на первое место. Имеет слабое представление о реальных потребностях детей.

1

1,5

1

1,5

Поддерживает оптимальный баланс между собственными нуждами и потребностями ребенка

 

2

2,5

2

2,5

 

Баланс иногда смещается в ту или иную сторону; супружеские отношения иногда приносятся в жертву ради удовлетворения потребностей детей и семьи. Потребности детей иногда уходят на второй план ради удовлетворения запросов родителей, но при этом без серьезного ущерба для ребенка

 

3

3,5

3

3,5

Часто ставит на первый план собственные интересы, что имеет последствия для ребенка в эмоциональном плане, но не наносит ему физического вреда (например, мать торопит ребенка потому что спешит на свидание с другом, удерживает при себе ребенка чтобы не быть одной или для удовлетворения собственных эмоциональных потребностей.

 

4

4,5

4

4,5

Систематическое пренебрежение интересами ребенка ради собственных (например, оставление малолетнего ребенка под присмотром ребенка в возрасте 10 – 12 лет); непризнание особых потребностей ребенка в ущерб благополучию и безопасности ребенка; чрезмерное самопожертвование (“дети – моя жизнь”, “ради детей я готов на все”, “без них я никто”)

 

5

 

5

 

Преследует собственные интересы в ущерб интересам ребенка, его эмоциональному и физическому здоровью и благополучию, причинение страданий ребенку

 

L.9 Самооценка

Балл  А__3.5____________ Балл _Б_1_____________

                                     

Сильные стороны

Проблемы

А. Имеет низкую самооценку , считает себя плохой женой и матерью

Б. Имеет завышенную самооценку. Считает, что он знает ответы на все вопросы, и как надо воспитывать мужской характер. Свысока относится к мнению окружающих

А

Б

 

Позитивно отзывается о себе, удовлетворен собой

 

1

1,5

1

1,5

 

2

2,5

2

2,5

Часто слишком самокритичен, но воспринимает позитивные отзывы

 

3

3,5

3

3,5

Низкая самооценка, с трудом воспринимает позитивные отзывы

 

4

4,5

4

4,5

Постоянное самоуничижение. Не видит в себе ничего хорошего

 

5

 

5

 

Крайне низкая самооценка. Ненависть к себе

 

Раздзелы сайта